Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.
Жажда обрести волю вопреки всему
На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.
Кавказ - символ свободы
Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.
Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.
Монастырская «тюрьма» для героя
Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.
Истинная ценность
И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.
Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?
Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ
На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.
Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.
Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.
Борьба с барсом как символ противостояния
На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.
В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.
В поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтов написал про мальчика-горца. Автор не указал национальность героя. Мцыри попал в плен к русскому офицеру. Ребенок становится рабом поневоле. Мцыри − это образ героя, жаждущего свободы и независимости.
Над мальчиком сжалился монах и приютил его в монастыре. Бывший пленник некоторое время прожил в монастырских стенах, достиг юношеского возраста, а затем сбежал. Его нашли через несколько дней, умирающего. О том, что побудило Мцыри, имеющего вроде бы все для жизни, совершить побег он и рассказывает в своей последней исповеди монаху. У каждого человека свое предназначение. Мцыри не создан быть монахом. В нем течет горячая кровь горцев. Ему не нравится монастырский уклад жизни.
Юношу влечет свобода, вот поэтому он и совершает дерзкий побег. Мцыри рассказывает своему наставнику о переживаниях своей метущей души. В стенах монастыря он не нашел родственных для него людей. Ему здесь все чуждо. Он хотел найти родную душу и прижаться к ней. Целеустремленный юноша стремился повидать те места, где родился, но ему не суждено добраться туда. Три дня он скитался голодным, рисковал своей жизнью, но не жалеет об этом. Мцыри умирает гордым одиночкой. Его мечтам не удалось сбыться.
Он повествует своему наставнику, что все-таки повидал вольную жизнь и, хотя он и умирает, но не жалеет о днях, проведенных на свободе. Юноша увидел живописные пейзажи с горами и реками. Мцыри любовался красотой разбушевавшейся природы: бурей, грозой, загоревшимся деревом от молнии. Он встретился с красивой юной девушкой и у юноши даже проснулись чувства к ней. Мцыри, по–натуре борец, вступил в смертельную схватку с барсом. Он победил его, но получил смертельные раны.
В конце стихотворения мятежный юноша погибает. Но он умирает непобежденным. Лермонтов поэтическим слогом показывает нам, что ради желания обрести свободу он пожертвовал своей жизнью и не пожалел об этом. Образ Мцыри поэт отождествляет с самим собой. Лермонтов и сам стремится к независимости. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с бесправием. Поэта не любило высшее общество. Но до конца своей короткой жизни он сумел остаться самим собой.
Мцыри - тема свободы в поэме
Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался с высказываниями своего учителя, считая что счастье существует, но ощутить его можно лишь обретя чувство свободы и независимости.
Свобода и ощущение её полной грудью, вот что, для Лермонтова всю жизнь являлось первоосновой всей жизни.
Он всегда старался и пытался сделать всё возможное, чтобы отразить это в своих произведениях. Именно в них возникают размышления о свободе, причем не только внешней, но и внутренней свободы души человека.
«Каждый человек должен искать свободу и покой, ведь только так он может обрести истинное счастье!» – вот так объяснял свой взгляд на эту тему данный автор.
Тема свободы очень отчетливо отображается в таких произведениях поэта, как поэма «Мцыри», «Демон», и многих других. Фактически она просто становиться их главным смыслом.
Стоит отметить, что Лермонтов мечтал о свободе ещё с самого детства, именно поэтому ещё в юном возрасте он мечтает создать поэму о монахе-беглеце, который немалую часть всей жизни мечтает о том, чтобы обрести свободу и оказаться в родном доме, который и был для него признаком свободы.
Однако, справедливо будет заметить, что поиск идеальных героев для данной поэмы был настолько пристальным и тщательным, что создание данного произведения растягивается на долгие годы.
Всё это время он подбирал каждого героя, и продумывал каждую деталь своего произведения, к которому он относился с особым трепетом.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Кустодиева Портрет Шаляпина 8 класс (описание)
- Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы
- Сочинение рассуждение Патриотизм
Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.
Лермонтов написав цей твір, в чомусь копіюючи себе самого. Цей твір багато чому вчить, і разом з тим – він дуже цікавий і привабливий. Лермонтов взяв і з свого життя деякі моменти, що підтверджують деякі елементи з роману
Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания
Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.
Жажда обрести волю вопреки всему
На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.
Кавказ - символ свободы
Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.
Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.
Монастырская «тюрьма» для героя
Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.
Истинная ценность
И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.
Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?
Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ
На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.
Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.
Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.
Борьба с барсом как символ противостояния
На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.
В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.
«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»
«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»
Тест по произведению
Тема свободы в поэме «Мцыри» является ключевой, она раскрывается с помощью сопутствующих ей тем любви к жизни и любви к Родине. Такой выбор главной темы не случайный: «Мцыри» - произведение, принадлежащее романтическому направлению, в котором главенствует идея борьбы отдельно взятой личности с самой судьбой, недовольство настоящим и стремление к высшим идеалам через преодоление препятствий. Зачастую конфликт между личностью и судьбой трагичен. Подтверждение данной мысли мы находим в сюжете поэмы: главный герой, избрав путь борьбы, путь лишений, прикоснувшись к мечте, погибает. Но в своей смерти он находит такую вожделенную свободу! Автор необычно изображает Мцыри – внешне он совсем не боец, не романтический герой, а слабый, хилый мальчик, но в этом и заключен авторский замысел: главное не внешняя, а внутренняя свобода, свобода личности, свобода духа.
Мцыри рожден свободным, он – дитя гор, дитя Кавказа (воплощения свободы для Лермонтова), он не может примириться с жизнью в неволе, а хочет домой, туда, где воля, свежий ветер. Недаром автор нарекает своего героя Мцыри, что значит «чужеземный»: он на чужой земле, так или иначе он несвободен. Мцыри выбирает три дня прожить на свободе и умереть, нежели до конца дней своих существовать в монастыре, являющимся для героя тюрьмой. Природа как воплощение абсолютной свободы отзывается на каждое волнение души лирического героя, сопереживает ему. Сцена побега, являющаяся переломной в судьбе плененного черкеса, сопровождается бурей, грозой; стихия является выразителем душевных переживаний беглеца: «Скажи мне, что средь этих стен могли бы дать вы мне взамен той дружбы краткой, но живой меж бурным сердцем и грозой?».
Оказавшись вне стен монастыря, беглец встречен ласковой природой, дарящей ему свои красоты: «Вокруг меня цвел божий сад. Растений радужный наряд хранил цветы небесных слез…». Столь значимая для раскрытия идеи произведения и, в частности, для раскрытия темы свободы, природа наделена всем спектром человеческих эмоций, она одушевлена. Для достижения этой цели автор прибегает к приему олицетворения. Так же широко использованы метафоры, эпитеты, сравнения. Средства художественной изобразительности, стремительность сюжетной линии направлены на раскрытие центральной темы произведения: темы свободы, достигающейся путем противостояния, борьбы с внешним миром, борьбы, полной трагизма, лишений. Но только стремление вперед, преодоление препятствий могут привести героя к его цели – свободе, не важно в этом мире он достигнет ее или в ином.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -
«На свете счастья нет, но есть покой и воля» – так напишет в 1834 г. великий русский поэт А. С. Пушкин. Его преемник, Лермонтов, вряд ли бы согласился с этими строками: для него счастье существовало, и было неразрывно связанно с волей. Свобода, вот что, по Лермонтову, является первоосновой человеческой жизни. Во многих его произведениях появляются размышления о свободе, особенно о свободе внутренней. «Я ищу свободы и покоя!» – вот как ставит поэт для себя эту проблему. Тема свободы в поэмах «Мцыри», «Демон», и многих других становится основной.
Еще в юности Лермонтов задумывает написать поэму о монахе-беглеце, борющемся за свои идеалы. Однако поиск идеалов, которые могли бы лечь в основу человеческой жизни, растягивается на многие годы. В результате у поэта возникает замысел «Мцыри», где таким идеалом оказывается свобода. Изображение Лермонтовым свободолюбивой личности в поэме «Мцыри» начинается с описания жизни этого героя.
Любопытно, что ничего в жизни Мцыри не способствовало пробудившейся в нем жажде свободы: еще совсем маленьким мальчиком он попадает в плен. В дальнейшем Мцыри воспитывают как будущего монаха, день и ночь он видит перед собою лишь унылые монастырские стены. Главная ценность в монастыре – смирение и покорность Богу, излишнее же свободомыслие считается грехом. Но юный послушник не забывает других заветов, заветов своей свободной страны.
Действие «Мцыри» разворачивается возле Кавказских гор, которые сам Лермонтов воспринимал, как остров свободы в царской России: «Кавказ! далекая страна! Жилище вольности простой!». На Кавказ традиционно ссылали неугодных режиму, инакомыслящих (не избежал этой участи и сам поэт). Среди дикой, прекрасной природы, навевающей романтические чувства, среди простых и привыкших к полной свободе горцев можно было почувствовать себя независимым от законов светского общества. Все это ощущения отображаются в поэме «Мцыри», в которой Лермонтов вкладывает свое восхищение Кавказом в уста главного героя. Кавказ становится символом свободы в поэме Лермонтова «Мцыри».
Мцыри – настоящее дитя гор, и память о них не в силах убить никакой монастырь. Несмотря на то, что его забрали из дома совсем маленьким, юноша прекрасно помнит и свой аул, и своих красавиц-сестер, и грозное оружие своего отца. А самое главное – Мцыри помнит его «гордый непреклонный взор». Пробудившаяся память зовет героя на свободу, и хотя Мцыри даже не знает, где «страна его отцов», он весь охвачен этой страстью. В поэме «Мцыри» Лермонтов показывает силу мятежного человеческого духа, который способен преодолеть любые препятствия.
Жизнь Мцыри в монастыре складывается не так уж плохо, монахи по-своему заботятся о нем и желают ему добра, но добро в их понимании оборачивается для юноши тюрьмой. Настоящую жизнь он видит лишь за стенами этой тюрьмы, покинуть которые он так отчаянно стремится. Там его родина, там битвы, дальние походы и любовь, там все, чего он был с детства лишен. Ради такой свободы можно рискнуть своей жизнью – этот мотив отчетливо звучит в поэме с первых строк. В неспокойную, грозовую ночь убегает Мцыри из монастыря, но гроза, испугавшая монахов, его не страшит, а радует. Обняться с бурей, рискнуть своей жизнью, спускаясь к бурлящему потоку, испытать на себе ярость зверя и палящий зной солнца, – вот те эпизоды, из которых складывается жизнь юноши на воле. Яркая и насыщенная, она совсем не похожа на монастырское унылое существование. Лермонтов ставит вопрос: что лучше, долгие годы спокойной, сытой жизни в неволе, или же несколько дней, отмеченных полной волей?
Романтический герой, каким и является Мцыри, дает на это однозначный ответ: только свободная жизнь может называться жизнью по полному праву. Презрительно отзывается он о годах, проведенных в монастыре:
«Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог»
А вот на воле юноше суждено прожить всего три дня, но именно они, по мнению Лермонтова, достойны целой поэмы.
Обстоятельства складываются против Мцыри: он слаб физически, а монастырь убил в нем то естественное чувство природы, которое могло бы привести его домой. Понимает юноша и то, что никто давно не ждет его на родине, его родные, по всей видимости, мертвы. Но, несмотря на это, герой не сдается: через «вечный лес» он прокладывает свой путь. В отличие от многих романтических героев, Мцыри – не просто пассивный мечтатель, он борется за свою свободу, «спорит с судьбой». Именно это и привлекало в нем Лермонтова. Такой герой, внутренне свободный и целеустремленный, был необходим в лермонтовское время, время духовного застоя и бездеятельности.
Поднимается в поэме и еще один важный вопрос: невозможность жизни без свободы в целом. При первом прочтении «Мцыри» кажется непонятным, отчего умирает герой, ведь раны, нанесенные ему барсом, не смертельны. Но свободолюбивый Мцыри, вдохнувший вольной жизни и внезапно снова оказавшийся оторванным от нее, просто не представляет себе дальнейшей жизни в неволе. Даже на пороге смерти он не отступается от своих идеалов. Исповедь его звучит не печально и покаянно, а гордо и страстно:
«Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Ее пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю»
Смерть не в силах сломить Мцыри, и оттого можно сказать, что он побеждает смерть. Настоящая свобода ждет его за пределами этого мира, – этот мотив, традиционный для поэтов-романтиков, звучит в поэме Лермонтова с новой силой. Мцыри умирает с мыслью «про милую страну», страну вольности, и после смерти своей обретает желанную свободу.
В данной публикации раскрывается тема свободы в поэме «Мцыри», проведенный анализ пригодится ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Тема свободы в поэме «Мцыри»».
Тест по произведению
На мой взгляд, поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - это произведение не о юном послушнике, а о молодом мятежнике, пожертвовавшем жизнью ради свободы. Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог.
Еще маленьким мальчиком Мцыри был пленен и увезен из родного села, от друзей и близких. Однако ни тяготы пути, ни тяжелая болезнь не смогли укротить его свободолюбивой души: Он был, казалось, лет шести; Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник. Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов. Никогда не покидала взрослеющего юношу мысль о свободе, о возвращении на родину. Хотя, казалось бы, на что молодому горцу было жаловаться? Монах, приютивший мальчика, вылечил его, дал кров и пищу, всячески заботился. Однако мечты и воспоминания звали юного послушника прочь «от келий душных и молитв».
Ему хотелось любить и ненавидеть, побеждать и терпеть поражение, страдать и быть счастливым. Стремление стать свободным неукротимо влекло его В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Только жизнь, наполненная страстью и борьбой, имела смысл для Мцыри. Он сокрушался о том, что годы, проведенные в «сумрачных стенах» монастыря прошли бесплодно, и в результате он превратился в человека, который «душой - дитя, судьбой - монах». Осуществив свою давнюю мечту, Мцыри бежал из монастыря в надежде отыскать дорогу, которая приведет его на родину. Счастье освобождения длилось всего три дня.
В беседе с монахом Мцыри признается, что его жизнь Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Юный послушник не сумел добраться до родных мест, а раны, полученные им в схватке с барсом, оказались смертельными. Мцыри, вернувшийся назад к ненавистным кельям, считал, что потерпел полное поражение. Однако мне его смерть кажется настоящим освобождением.
Вот почему финал поэмы не трагичен, а торжественен. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться.
Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.
М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму «Мцыри». Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни.
Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине - теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни.
И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. «И близок стал его конец;/ Тогда пришел. к нему чернец». Начинается предсмертная исповедь - одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем «чудесный мир тревог и битв», открывающийся свободой.
Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, - гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы и вступает в бой с одним из ее творений.
Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса. Его находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля.
М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Урок-беседа
Понимание свободы в поэме
М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Нефёдова В.В.
Урок-размышление
Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
… что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская
натура у этого Мцыри.
В.Г. Белинский.
Задачи:
Знать всё о глаголе как часть речи
находить изученную часть речи.
обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глаголов
правильно использовать глаголы в речи.
Образовательные:
2)Развивающие:
Развитие памяти
Развитие внимания
Развитие речи
3).Воспитывающие:
Чувства ответственности за свои поступки
Воспитание любви к природе, родным, близким
Цель:
помочь учащимся увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы,
определить в нём основные стремления к свободе, к родным, к родине,
определить способы создания образа,
обозначить связь между заглавием, эпиграфом, темой и идеей произведения,
воспитать патриотизм и любовь к родине.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютер,
презентация,
тестовая оболочка КРАБ
Словарная работа : исповедь, смирение, раскаяние.
Предварительная работа учащихся : Выписать, какие художественные средства, использует поэт, рисуя своего героя? Исследовать историю названия поэмы. Выучить понравившиеся отрывки из поэмы,
Ход урока
I . Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
а) Вступительное слово учителя.
Ребята, в течение нескольких уроков вы находились во власти лермонтовской поэмы. Радовались, когда Мцыри удалось бежать из монастыря. Как хотелось помочь ему найти дорогу на родину! С величайшим волнением читали эпизод схватки с барсом. Отрадно, что юноша победил сильного и коварного зверя, но умер от ран. Мы слушаем его исповедь перед смертью. Что это? Смирение? Раскаяния? Или это протест против неволи? Ответ мы получим в ходе дальнейшего анализа произведения.
(Слайд № 1 с презентации)
Тема нашего урока: «Понимание свободы в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Цели урока: глубже понять духовный мир юноши, увидеть незаурядность и трагичность героя поэмы, определить способы создания образа, выявить авторское отношение к герою. Эпиграфом к уроку возьмем слова В.Г. Белинского:
…что за огненная душа,
что за могучий дух,
что за исполинская
натура у этого Мцыри.
В конце урока вы должны мне ответить, раскрывает ли данный эпиграф тему нашего урока?
II . Подготовка к восприятию нового материала.
- Скажите, вы встречались когда-нибудь со значением слова исповедь, что, по-вашему, оно обозначает?
Работа с компьютером
(Слайд № 2 с презентации ):
Словарная работа.
-Прочитаем точное лексическое значение этого слова.
Исповедь – 1- покаяние в грехах;
Запишем ещё несколько новых слов, узнав значение которых, вы, надеюсь, будете употреблять сегодня на уроке в своих ответах
Смирение – готовность подчиняться чужой воле.
Раскаяние - признание в совершённой ошибке.
III . Проверка домашнего задания.
Ребята, вспомните, в чём особенность композиции поэмы «Мцыри»? Напомните, что такое композиция произведения.
(Композиция-это построение произведения, расположение его частей, способ повествования, использование сюжета и внесюжетных элементов (снов, песен, авторских отступлений, монологов).)
(Особенность композиции поэмы Лермонтова «Мцыри» в том, что она состоит из 26 глав, две из которых- экспозиция, описание героя, причём автор не даёт нам подробного портрета юноши, а указывает на основные качества его натуры; 24 главы составляет рассказ Мцыри о трёх днях, проведённых им на воле.)
К сегодняшнему уроку я попросила найти и выписать вас цитаты из текста поэмы на тему, какова цель побега Мцыри? И что значит, для него быть свободным?
Цитаты:
(а) Давным –давно задумал я // Взглянуть на дальние поля,// Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы// На этот свет родимся мы.
б) …Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть не знакомой, но родной.
в) Я мало жил, и жил в плену. // Таких две жизни за одну, // Но только полную тревог, // Я променял бы, если мог.
г) …Я цель одну - // Пройти в родимую страну - // Имел в душе.)
- Какой вывод мы можем сделать, читая цитаты?
(Представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой»)
(Слайд № 3с презентации)
-Да, ребята, живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:
Про милых, близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких, бешеных коней,
Про битвы чуждые меж скал…
-В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».
IV . Объяснение нового материала.
(Лермонтов доверяет Мцыри самому рассказать о пережитом, так как герой лучше, чем кто-либо другой, может передать свои мысли, чувства, переживания, герой сам даёт оценку всему, что видел и испытал на воле.)
(Слайд № 4 с презентации)
-Как называет свой рассказ герой?
(Исповедью.)
-Давайте ещё раз прочитаем значение этого слова.
(Слайд № 5 с презентации)
Исповедь – 1- покаяние в грехах;
2- откровенное признание в чём–нибудь;
3- сообщение своих мыслей, взглядов.
- В каком значении оно употреблено в произведении?
(Здесь нет покаяния, так как герою не в чем каяться. У Мцыри нет грехов. Герой излагает свои взгляды на жизнь, говорит о своих мечтах, рассказывает о трёх днях, проведённых на воле.)
- Начинает он своё повествование словами: «А душа можно ль рассказать?»
(Слайд № 6с презентации)
-Давайте зачитаем этот отрывок. (Гл 3.)
На прошлом уроке мы с вами установили, что автор не даёт подробного портрета Мцыри, так как это не является важным для раскрытия характера героя.
(Слайд № 7 с презентации)
- А почему мы не знаем имени Мцыри?
(Главное в герое – душа, внутренний мир, именно это находится в центре внимания Лермонтова. Имя героя – в тайне. Вместо него – слово «Мцыри»)
- Что означает оно? У нас было индивидуальное задание исследовать историю названия поэмы. Пожалуйста, Алёша.
(Мцыри в переводе с грузинского: 1) неслужащий монах, послушник; 2) «пришелец», «чужеземец». Первоначальное заглавие поэмы – «Бэри» (по-грузински – монах) Лермонтов заменил на более подходящее для выражения идеи произведения – «Мцыри».)
- Кто такой монах?
(Монах – человек, добровольно отказавшийся от мирской жизни (среди людей, в миру), тот, кто желает вести строгую, полную ограничения жизнь, отказавшись от любви к человеку противоположного пола, от свободы, человек, подчиняющий свою жизнь строгим рамкам и запретам. Решение о принятии монашеского сана должно быть добровольным, так как не всякий человек найдёт в себе силы вынести все запреты.)
- Как вы считаете, характер Мцыри позволяет ему стать на такой путь?
(Мцыри не создан для монастырской жизни, он слишком любит свободу, природу, чтобы запереть себя, он ещё не жил, поэтому его побег – стремление узнать, что же такое мир, свобода, жизнь.)
(Слайд № 8 с презентации)
-А что значит жить для героя?
(Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное – испытывать блаженство «вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.)
-Что же является высшей ценностью для героя?
Свобода и родина.
-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
(На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья.)
(Побыв 3 дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страшная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрывается в борьбе с барсом.)
(«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможности счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели - «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание.)
(Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.)
(Слайд № 9 с презентации)
-От чего страдает герой? Чего ему не хватает?
Мцыри страдает от одиночества, от несвободы, от отсутствия «души родной».
- Он даже произносит клятву: (гл4)
«Мою пылающую грудь// Прижать с тоской к груди другой,// Хоть незнакомой, но родной»
-Что вы считаете важным в приключениях Мцыри?
(Он обрёл желанную свободу, дышал вольным воздухом гор, видел жизнь, ощутил своё родство с природой. Как говорит сам герой, на воле он жил.)
-Почему умирает Мцыри?
(Испытав ощущение свободы и снова оказавшись в тюрьме (в монастыре), он не может жить, так же, как вольный зверь или птица, попавшие в клетку. Теперь герой знает, что такое жизнь, а пребывание в монастыре для него равносильно смерти.)
(Слайд № 10 с презентации)
Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении?
(Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви поёт ему рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря, когда Мцыри бежал из плена)
-Докажите это словами из текста.
(Слайд №11 с презентации)
(«И в час ночной, ужасный час,// Когда гроза пугала вас, // Когда, толпясь при алтаре,// Вы ниц лежали на земле».)
(Слайд №11 с презентации)
(Оба в детстве были лишены родительского тепла, оба страдали от одиночества, оба любили вольную природу Кавказа, оба любили родину. Мцыри близок Лермонтову своим свободолюбием).
-Попробуйте ещё раз сформулировать тему произведения .
(Трагическая судьба Мцыри, стремящегося обрести свободу и вернуться на родину .)
-В чём заключается идея этого произведения?
(Утверждение идеала свободной личности, её права на жизнь, свободу, сочувствие герою, восхищение силой духа)
Ещё одно задание вы были должны выполнить дома. Это, какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.
(Гиперболы: «О, я как брат// Обняться с бурей был бы рад!// Глазами тучи я следил, // Рукою молнию ловил…»)
-Дайте определение Гиперболы
(Гипербола - это чрезмерное преувеличение)
(Метафоры: «Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли…»
Сравнения: «Я сам, как зверь, был чужд людей// И полз и прятался как змей». Эпитеты: «Но юность вольная сильна, //И смерть казалась не страшна!»)
-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?
(Поэма написана четырёхстопным ямбом. Рифмы только мужские.) -
- Докажите, что произведение написано четырёхстопным ямбом?
И стихотворный размер и мужские размеры, ребята, помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придаёт мужественность, чеканность, красоту стихам.
V . Закрепление материала. Работа с тестами.
-А теперь поработаем с компьютером. С помощью теста проверим ваши знания по усвоению материала.
-Кто хочет поработать с компьютером?
Пока 4 человека работают на компьютере (работа по тестовой оболочке КРАБ).
-Давайте послушаем чтение наизусть понравившихся вам эпизодов. (Чтение наизусть)
(Закрыть тест.)
VI . Подведение итогов.
-Давайте подведём итог нашему разговору. О чём мы сегодня говорили на уроке?
(Мы говорили о том, что в центре поэмы – образ свободолюбивого юноши, которой сам рассказывает о своей жизни и трёх счастливых днях, проведённых на воле, о своих мечтах и желаниях.
Лермонтов сочувствует своему герою, который не успел найти в этом мире «души родной», был одиноким, но не мирился с этим.)
-Давайте вернёмся к эпиграфу урока. Раскрывает ли данный эпиграф тему урока?
VII . Домашнее задание.
Подготовиться к сочинению. Подобрать материал из текста поэмы, выписав цитаты, характеризующие любовь Мцыри к жизни и природе, его жажду подвигов и борьбы, его страстное стремление к свободе и постоянную тоску по родине и родному дому.
Большое спасибо, ребята, за урок. Вы мне сегодня очень понравились своей активностью. Особенно хочется отметить, ответы… Можете быть свободны .
Отчего Мцыри говорит «Но тщетно спорил я с судьбой». Что он называет спором с судьбой? Примеры рассуждений над текстом главы:
Спором с судьбой Мцыри называет свою мечту, ведь он мечтал о родных, о Родине, о любви. Он мечтал о том, о чем в монастыре мечтать бесполезно. Но это для него уже в прошлом, поэтому он и говорит “Тщетно спорил”
Мцыри в конце жизни говорит, что “тщетно спорил... с судьбой”. Почему? Спором с судьбой Мцыри называет свой побег из монастыря, бездну, которой он любовался и ужасался, молодую грузинку, борьбу с барсом - все это и было его спором с судьбой послушника. Но герой поспорил с ней, и не жалеет об этом”
Лермонтов – гений. Но именно поэтому нашему современнику так трудно понять всю глубину отчаяния Мцыри, главного героя его прекрасной поэмы. Поклонники русского гения, воспевая убогие славословия в честь молодого монаха, лишь обнажают всю бездну собственного непонимания.
Сюжет поэмы весьма незатейлив. Маленький мальчик волею судеб оказался в плену. А потом стал послушником христианского монастыря, о котором Михаил Юрьевич ничего не желает рассказывать. Такая тихая обитель на каждого воздействует неоднозначно, по-своему. Для кого-то такое убежище – освобождение от власти греха, символ свободы, а для другого человека монастырь - умертвляющая душу тюрьма.
Молодой грузинский парень подрос, стал монахом и возжаждал свободы. Монастырские стены стали для Мцыри ненавистным казематом. Он задыхается в этой тюрьме. И это – особый вид чисто духовной асфиксии, испытываемой лишь вольнодумцами и бунтарями. Рабу не известен такой горячий порыв к драгоценной свободе.
Но что есть Свобода? Разве в монастыре ходят в наручниках и кандалах?
Этот вопрос так же сложен, как и вопрошание Понтия Пилата: «Что есть Истина?» Каждый бандит и каждая блудница жаждут свободы ничем не меньше, чем благовоспитанный индивидуум. И каждый из них понимает свободу по-своему. Одни желают освободиться от тлетворного влияния дьявола, другие – от докучливой благопристойности.
Возможно, никто из простых смертных не знает, что есть Свобода. Более того, не исключено, что и сам автор поэмы до конца не понимает, в чем именно она заключается. Общечеловеческая трагедия в том, что свободы жаждут все, без исключения. Даже самый одураченный раб желает, чтобы его не слишком уж часто наказывали, ибо жаждет, словно буддист, освобождения от страданий.
И этот прекрасный дух освобождения от тягот скучного бытия время от времени посещает каждого человека. А такие чудесные минутки всегда кажутся подарком Бога или ангелов, если человек религиозен.
Мцыри рвется к свободе, но не знает, где живет эта прекрасная Госпожа. Может быть, она где-то там, за монастырскими стенами? Поэтому монах хочет сбежать, неважно куда. Прочь «от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв»! Он готов совершить жертвоприношение Госпоже Свободе, но не знает, как это сделать:
«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог».
Поэтому Мцыри просто бежит, нарушив свои христианские обеты, ибо жажда свободы сильнее страха возмездия. Судьба, возможно, накажет его, но монах готов заплатить за мимолетное блаженство свободы любую цену. Свобода превыше всего! – таков абсолютный императив неиспорченного цивилизацией человека.
Но что же там, за крепостными стенами? Монах жадно пьет сладкий воздух свободы, но однажды слышит далекий звон колоколов. И в него, словно молния, входит страшная мысль: внешний мир не даст ему желанной свободы, ибо на нем клеймо вечного раба – человека, давшего нерушимый обет. Это звон, радующий большинство людей, звучит для него как приговор, как проклятие, лишающее последней надежды.
«Из сердца - будто кто-нибудь
Железом ударял мне в грудь.
И смутно понял я тогда,
Что мне на родину следа
Не проложить уж никогда».
Нет свободы в монастыре, но нет ее и снаружи! – вдруг осознает грузинский беглец. И это страшное понимание лишает надежды, оживотворяющей душу.
А жизнь без надежды ему не нужна. Смерть намного желаннее проклятой неволи. Раненный барсом монах умирает не от причиненных ему травм, его душа оставляет тело, ибо жизнь стала напрочь бессмысленной.
Лермонтов предвосхищает собственную судьбу. Его жажда свободы столь велика, что он невольно вкладывает ее в душу своего любимого персонажа. Великий поэт тоже не дорожит жизнью, соглашаясь на дуэль, от которой легко уклониться.
Его любимец, Мцыри, очень похож на древнегреческого легендарного Эзопа, решившего умереть свободным, а не рабом. Как гласит седая легенда, рабовладелица, отпустившая любимого поэта на свободу, в действительности решилась на хитрый маневр: она подложила в его котомку золотую чашу их храма. Она полагала, что когда Эзопа обвинят в краже, он назовет себя рабом, а рабов не наказывают. Их возвращают хозяевам. Но поэт сделал нечто немыслимое, невероятное: он показал обвинителям вольную – свой смертный приговор. «Лучше умереть свободным, чем долго жить рабом, мечтающим о свободе», - заявил великий поэт древней Греции.
Возможно, именно там, на сияющий Небесах, Лермонтов и Эзоп наконец-то обрели то, что почти невозможно обрести на земле – долгожданную, оживотворяющую Свободу. Два замечательных человека достойны ее. Ибо боролись за нее, не щадя своей жизни.