Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.
Евдоксия Кукшина
Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.
Анна Одинцова
С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.
Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.
Арина Власьевна
Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.
Фенечка
Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.
Катя Одинцова
Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.
Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)
Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.
Фенечкая является одной из второстепенных героинь романа "Отцы и дети" .
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети": описание внешности и характера героини в цитатах.
Краткая характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети"
Фенечка, или Федосья Николаевна - неофициальная жена помещика. Фенечке 23 года. По происхождению она - крестьянка (вероятно, вольнонаемная крестьянка).
Фенечка - хорошая хозяйка и заботливая мать. Она любит порядок и чистоту. Фенечка малообразованна, глуповата и пустовата, но при этом - хороша собой и мила.
Однажды Фенечка и ее мать устраиваются на работу к помещику Николаю Петровичу Кирсанову. Между ним и Фенечкой завязываются отношения. Кирсанов старше Фенечки на 20 лет. Он - дворянин, а она - крестьянка, но это не мешает им быть вместе.
У Фенечки и Кирсанова рождается сын Митя. Спустя 3 года совместной жизни Кирсанов женится на Фенечке.
Образ и характеристика Фенечки в романе "Отцы и дети"
Возраст Фенечки - около 23 лет:
"...Это была молодая женщина лет двадцати трех..."
Полное имя героини - Федосья Николаевна:
"...Федосья Николавна..."
Фенечка - крестьянка по происхождению :
"...«Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина..." (крестьяне целовали у барина руку)
Фенечка - сирота:
"...Муж у ней давно умер..." (речь идет про отца Фенечки)
"...мать, Арина, умерла от холеры..." (Мать Фенечки умерла от холеры, когда дочери было около 20 лет)
Фенечка - красивая молодая женщина:
"...И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?.."
"...Какая хорошенькая!.."
"...Известно о ком: одна только хорошенькая..."
"...У твоего отца, видно, губа не дура..."
Внешность Фенечки в цитатах:
"...Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах..."
"...мелькнуло молодое женское лицо..."
"...в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах , молодая женщина, Фенечка..."
"...показалась мягкая масса черных, блестящих, слегка растрепанных волос..."
"...горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица..."
"...тихонько вышла. Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало..."
"...Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была..."
"...приложил губы к Фенечкиной руке, белевшей, как молоко, на красной рубашечке Мити..."
"...лицо Фенечки скользнуло перед ним такое бледное и маленькое..."
"...Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье , она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием..."
"...Она сидела на скамейке, накинув по обыкновению белый платок на голову..."
У Фенечки "хорошенькие глазки":
"...Фенечка подняла на свои глаза, казавшиеся еще темнее от беловатого отблеска, падавшего на верхнюю часть ее лица..."
"...Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо..."
"...в ее хорошеньких глазках..."
Фенечка - стыдливая девушка:
"...она предполагает… она стыдится..."
"...Напрасно ж она стыдится..."
"...поставив ее перед, вся застыдилась..."
"...Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти..."
Фенечка - достойная женщина:
"...если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает..."
"...Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть..."
Фенечка - вежливая девушка:
"...Фенечка всем в доме говорила вы..."
Фенечка - тихая и скромная девушка:
"...редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько..."
Фенечка - глуповатая, пустая девушка:
"...Ах, как я люблю это пустое существо!.."
"...посмеивалась ласково и немножко глупо..."
Фенечка любит порядок:
"...Она наследовала от своей матери любовь к порядку..."
Фенечка - рассудительная и степенная девушка:
"...Она наследовала от своей матери <...> рассудительность и степенность..."
Фенечка - малограмотная девушка:
"...на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами «кружовник»..."
Фенечка и Николай Петрович Кирсанов
В начале романа Фенечка - неофициальная жена:"...эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал <...> она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки..."
У Фенечки и Николая Петрович есть сын Митя :
"...вошла Фенечка с Митей на руках..."
"...– Сколько, бишь, ему месяцев? – спросил Павел Петрович.
– Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа..."
Фенечка любит Николая Петровича:
"...Я Николая Петровича всем сердцем люблю <...> Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо! <...> Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!.."
В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке несмотря на то, что она - крестьянка, а он - барин:
"...Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: с Катей и Николая Петровича с Фенечкой..."
Прямое плетение фенечек
Фенечка – вещь полезная и универсальная, а главное – простая в изготовлении. Для того чтобы ее сплести, не нужно обладать особенным даром или сверх способностями. Вам понадобится всего лишь немного свободного времени и желание. А в остальном поможет наш сайт, на котором вы сможете узнать о фенечках все от А до Я.
Эта категория целиком и полностью посвящена схемам фенечек прямым плетением с изображениями музыкальных групп и исполнителей. | |
Здесь находятся схемы прямым плетением на тему музыки и всего что с ней связано. | |
Все мы любим бренды и логотипы любимых фирм. Так что посвятить одну из своих фенечек любимому символу, вполне логично. | |
Коты, собаки, мыши и лисички – вот далеко не полный список схем, которые вы сможете здесь найти. |
|
В этом разделе вы найдете схемы фенечек со славянскими узорами прямым плетением. | |
Так что это раздел полностью посвящен мультфильмам, их героям, логотипам и прочему элементам индустрии. | |
Тут вы сможете найти не только названия самих мультфильмов, но и главных героев, а также просто различные рисунки в стиле японской анимации. | |
В этом разделе собраны схемы различных шрифтовых вариаций алфавитов. С их помощью вы сможете собрать схему любого имени и воплотить её в жизнь. | |
Много различных схема на праздничные тематики. | |
этом разделе вы найдете не только классику компьютерных игр, их логотипы и героев, но и то, что появилось совсем недавно и уже успело покорить сердца игроманов. | |
Что может быть лучше, чем на досуге посмотреть любимый фильм или сериал? Пожалуй, ничего. Вот только совсем круто, когда у вас есть фенечка с логотипом любимой киноленты. |
Косое плетение фенечек
Если вы не знаете с чего начать свою карьеру фенькоплета, но уже успели освоить азы этого дела, и узнали что такое фенечка, какая она бывает и пр., то вам сюда. Косое плетение – отличный старт. Просто следуйте инструкции, и у вас все получится. А затем сможете уже фантазировать, создавать уникальные работы и дарить их своим близким.
Фенечка прямым плетением
Фенечка – это оригинальный браслет из ниток, сплетенный вручную. За свою историю такие аксессуары были не только эксклюзивными украшениями, но и символами дружбы, взаимной любви и верности. Выделяют две основные техники плетения браслетов – косое и прямое. Первый способ более простой, но разнообразие узоров для него ограничено. Фенечки прямым плетением, наоборот, можно делать с рисунками любой сложности, включая надписи и даже портреты.
Особенности прямого плетения браслетов
Основа прямой техники, так же, как и косой – правый и левый узелки. При этом ряды узлов расположены горизонтально, а их направление меняется в каждом ряду.
Процесс плетения фенечки
Используя технику прямого плетения, можно создавать удивительные узоры…
… а также фенечки с именами
Все нити для прямого плетения фенечек можно разделить на 3 категории:
- Главная (ведущая) нитка - самая длинная и соответствует фону рисунка. Ее прикрепляют к плетению, не отрезая от клубка, а по длине рекомендуют брать 5 м и более.
- Нитки основы или фона. Их количество зависит от того, сколько клеточек в ряду выбранной вами схемы (по ширине изделия). Они не должны быть очень длинными, в среднем, это 40-80 см, но расход зависит от узора. Цвет основы выбирают такой, который наиболее чаще встречается в узоре – в качестве рисунка, надписи или контура. Если фенечка состоит из двух цветов, это будет сам цвет надписи или рисунка. Если в многоцветной схеме сложно выделить второй по значимости тон, выбирают тот, который встречается в плетении первым.
- Вспомогательные нитки. К ним относятся все остальные оттенки в многоцветных схемах (3 и более цветов). Их вводят в узор по мере необходимости и отрезают концы по окончанию работы.
Фенечка прямым плетением
Инструкции по плетению фенечек прямым плетением отличаются в зависимости от того, сколько цветов используют в схеме – 2 или более.
Как сплести двухцветную фенечку прямым плетением
Кроме нитей двух цветов, для этой работы вам понадобятся схемы фенечек прямым плетением, скотч, булавка или другое удобное приспособление для закрепления нитей.
Схема для двухцветной фенечки
Схема «Панда»
Схема «Панда2»
Фенечка прямым плетением по схеме «Панда»
Чаще всего, схемы небольшие, поэтому рисунок можно повторить на фенечке несколько раз или сделать его посередине.
Монохромная фенечка
Рассмотрим, как плести фенечку прямого плетения, более подробно.
Совет:
Если вы хотите сплести небольшой рисунок точно в центре браслета, нужно посчитать количество одноцветных рядов до и после рисунка.
Сначала вычислим длину самого рисунка: количество рядов в схеме делим на 5 (примерное число рядов в 1 сантиметре плетения). Предварительно измерив обхват запястья, вычитаем из него полученное число. Оставшиеся сантиметры нужно будет сплести без узора. Если умножить их на 5, мы получим количество рядов (округляем до целого числа при необходимости). Половина пустых рядов будет перед узором, вторая половина – после него. Рассмотрим подробно, как плести прямым плетением двухцветные браслеты:
- Закрепляем нитки любым удобным способом. Рабочей ниткой, расположенной слева, завязываем правосторонние узелки на каждой из основных ниток поочередно.
- Выравниваем ряд, прижимая узлы линейкой, поступаем так же с каждым новым рядом.
- Во втором ряду завязываем левосторонние узлы, продвигаясь справа налево. В дальнейшем направления чередуются в таком же порядке. Доплетаем до ряда, в котором начинается узор.
- Например, нам нужно сделать 4 узла рабочей ниткой и перейти на другой оттенок. Для этого нитью основы оплетаем рабочую, завязывая узелок в противоположном направлении. Рабочая нитка перемещается по ходу узелков.
- Точно так же продолжаем плетение браслета в 2 цвета, завязывая узелки фона и рисунка в разных направлениях.
Как плести фенечки прямым плетением
Освоив технику прямого плетения, Вы сможете создавать браслеты любой сложности
Как плести многоцветные фенечки по схемам
Плетение фенечки по схеме, в которой 3 или более цветов, несколько отличается от двухцветного плетения. Перед работой выделяем в схеме основной цвет (рабочая нитка), второй по значимости цвет (нити основы) и вспомогательные нити.
Парная фенечка из трех цветов, схема
В другом варианте основой могут стать любые, даже ненужные, нитки, а весь узор выполняем вспомогательными. Разберем подробно, как плести фенечки с большим количеством цветов:
- Закрепляем нитки основы и рабочую нить, проплетаем необходимое количество одноцветных рядов. Доплетаем до того места в схеме, когда нужно присоединять вспомогательную нитку.
- Закрепляем новую нить вместе с моточком на рабочей поверхности. Подводим её к месту плетения, захватываем рабочую нить и оплетаем нить основы. Захватывать ведущую нить каждый раз нужно обязательно, иначе образуются зазоры между узелками. Узелки рисунка завязываем в том же направлении, в котором завязывали фоновые. Точно так же вводим остальные цвета.
- Если цвет в конце ряда и в начале следующего не совпадает, выводим нужную нитку на край фенечки, захватываем крайнюю рабочую нитку и оплетаем основу.
- Выполняем узор по схеме, снова заканчиваем работу «пустыми» рядами фона.
- Вспомогательные нити обрезаем, оставляя с изнаночной стороны фенечки кончики около 3 мм.
Прямое плетение несколькими цветами
Схема плетения
Освоив эту несложную технику, вы сможете сделать фенечки из ниток любой сложности с любым количеством цветов.
Сделанная своими руками фенечка, будет отличным подарком любимому человеку
Схемы прямого плетения положи на схемы вышивки крестиком. Их можно рисовать самостоятельно, использовать генератор схем или готовые схемы на нашем сайте, в том числе для вышивки.
Прямым плетением, можно создавать настоящие картины
Фенечка в славянском стиле
Фенечка в стиле бохо
Прямой узел (плоский узел) – один из основополагающих узлов для плетения браслетов. Его обязательно необходимо освоить, чтобы делать различные простые украшения для девочек. С его помощью делаются одни из самых модных браслетов на сегодняшний день – браслет шамбала. В данной статье мы рассмотрим только фенечки из одних прямых узлов без добавления бисера и бусин.
Если чередовать цвета нитей, то можно получить разные варианты фенечек для девочек, о которых мы расскажем в нашей статье.
В макраме тоже используется этот узел, но называется он квадратным узлом.
Как сплести прямой узел (плоский узел) для браслетов.
Для плетения браслетов прямыми узлами нужны два вида нити: нить основы и рабочая нить.
Нить основы на схеме показана цифрами 2 и 3. В основе может лежать сколько угодно нитей, в том числе и одна. Рабочая нить на схеме это 1 и 4. Если у вас одноцветная фенечка, то это нити одного цвета. Рабочая нить примерно в 4 раза длиннее нити основы.
Схема плетения прямого узла для браслетов.
Фенечка одноцветная прямыми узлами.
Для нити основы берем 60см для рабочей нити 2 метра.
Одну из нитей сгибаем пополам и делаем петельку.
Фиксируем начало браслета на столе с помощью скотча или булавкой пристегиваем к брюкам. Второй способ более удобный.
Закрепляем вторую нить, продевая ее через петельку и начинаем плести прямые узлы.
Одну краевую нить проводим под двумя центральными нитями основы и кладем сверху второй краевой нити.
Вторую краевую нить накладываем сверху нитей основы и продеваем через петлю первой краевой нити сверху вниз.
Затягиваем узел.
Вторая и первая краевая нити поменялись местами. Теперь делам тоже самое, только с другой стороны.
Продолжаем плести узлы до нужной длины фенечки. Учитывайте, что петелька в начале браслета то же входит в длину.
Оформляем вторую завязку браслета. Первая – это петелька в самом начале нашего браслета. Делаем два хвостика. На каждый хвостик у нас две веревочки – переплетем их друг с другом. Для этого растяните две веревки одной завязки в разные стороны и скрутите их в противоположные стороны.
Затем соедините концы веревок и отпустите браслет. Веревочки перекрутятся между собой. Сделайте узелок в конце и опалите концы веревочки, если у вас синтетическая нитка.
Так же сделайте вторую завязку.
Фенечка прямыми узлами готова. Оденьте фенечку на руку. Одну завязку пропустите через петельку в начале браслета и завяжите завязки друг с другом.
Фенечка из прямых узлов двухцветная
Две рабочие нити у вас должны быть разных цветов.
Первый вариант: Начинайте делать фенечку, как в предыдущем варианте, только распределите нитки по другому: две разноцветные нити основы и две разноцветные рабочие нити.
Второй вариант: Если у вас нити основы одного цвета, а рабочие нити одиночные, тогда приклейте кончики одиночных нитей к петле.
Закончить плетение узлов, также можно обрезав рабочую нить около узелков и приклеить клеем или подпалить кончики рабочей нити.
Фенечка из прямых узлов с чередованием цветов
Шнур для нитей основы и рабочей нити берите одинаковой длины.
В процессе работы через одинаковое количество узлов меняйте рабочие и основные нити местами.
Двухцветное плетение плоскими узлами.
В отличии от остальных показанных браслетов в двухцветном плетении использованы четыре рабочие нити по две нити каждого цвета.
На основную нить завязываем сначала рабочую нить одного (красного) цвета по центру, затем снизу завязываем еще одну нить другого (серого) цвета. С каждой стороны от нитей основы у вас должно получиться по две нити разных цветов.
Далее начинаем вязать прямые узлы. Рабочие нити красного цвета проводим под нитями черного цвета и завязываем прямой (плоский) узел. (Перекрещиваем нити два раза).
Затем серые рабочие нити проводим под красными и опять завязываем плоский узел.
Продолжаем плетение чередуя красные и серые нити.
Посмотрите еще варианты оформления начала и конца фенечек: браслет в четыре нити – застежка с пуговицей, браслет шамбала из цепочки со стразами с застежкой прямыми узлами.
* Фенечка попала к Николаю Петровичу еще маленькой девочкой со своей матерью. Однажды ей в глаз попал пепел из печи и мама повела ее к Николаю Петровичу, он обработал глаз и ему понравилось милое детское личико Фенечки. С тех пор он начал часто смотреть за ней, она от него пряталась. Когда мать умерла Николай Петрович забрал Фенечку жить с собой. Они полюбили друг друга и Фенечка родила Николаю сына Митю.Т.к. Павел Петрович(брат) не хотел их свадьбы, они не поженились.
* Отношения Николая Петровича с Фенечкой значительно спокойнее, чем у других героев романа, если не считать Аркадия и Кати. «…Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…» Молодость, красота и свежесть Фенечки это именно то, что привлекло в ней Николая Кирсанова. И для него она – «не легкомысленная прихоть». Но даже после объяснения с Аркадием он испытывает смущение и неудобство. Их любовь, как свеча, что горит ровно и спокойно.
Николай Петрович обожал свою первую жену, а после ее смерти встретил Фенечку и полюбил девушку всей душой. Тургенев показывает, что настоящая любовь выше всех предрассудков. Несмотря на то, что Фенечка – простолюдинка и намного моложе Николая Петровича, эти герои счастливы вместе. И тому есть прямое доказательство – их сын Митенька. Фенечка любит Николая Петровича: "...Я Николая Петровича всем сердцем люблю Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо! Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!.."
В браке с Фенечкой обретает семейное счастье и Николай Петрович. Замечательна картина семейного обеда в доме Кирсановых, нарисованная Тургеневым тепло и с любовью: Николай Петрович, Фенечка и Митя, сидящий рядом, Павел Петрович, Катя и Аркадий... «Всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо. Каждый прислуживал другому с забавною предупредительностию... Катя была спокойнее всех: она доверчиво посматривала вокруг себя, и можно было заметить, что Николай Петрович уже успел полюбить ее без памяти». Этой сценой писатель еще раз напоминает нам, что любовь, семья, уважение и доверие вот те вечные ценности, ради которых стоит жить.
Мне хочется начать свою работу именно с размышления о Фенечке. И это не случайно первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.
Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко.
Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.
Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Влюбленный и потом отвергнутый нигилист мучительно переживает свою неудачу. И быстро и почти без труда «компенсирует» поражение у Одинцовой успехом у Фенечки. Ей то же понравился Базаров, он знает к ней подход, ловко играет на взаимной их антипатии к Павлу Петровичу, но она нравственно чиста, она не замечает «мужского» взгляда Базарова и относится к нему дружески. Миловидная, ласковая, но простоватая Фенечка («кошечка») напоминает мать Базарова в молодости. Ей вполне подошла бы роль жены уездного врача, роль, которую судьба готовит молодому нигилисту и которой он всеми силами стремится избежать.
Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”. Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи человеком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь.
Фенечку нельзя отнести к «тургеневской женщине», но она глубоко симпатична и автору и, думается, читателям, так как она сама естественность и обаяние.
Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. “Тургеневская женщина” - это какое-то особое измерение, некий идеал, воплощающий в себе красоту как внешнюю, так и внутреннюю.
“Тургеневским женщинам” присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. И.С.Тургенев в отношении к женщинам раскрывает все хорошее или плохое, что есть в его героях.
Часто именно героини в его произведениях вынуждены принимать решения, делать нравственный выбор, определять свою судьбу.
В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.
Мне хочется начать свое сочинение именно с рассказа о Фенечке. Первое же появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах”.
Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста: она страшно стеснялась.
Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть, как бы признал определенные ее права и не скрывал, что Митя - его сын. Но вел он себя при этом так, что Фенечка не могла чувствовать себя свободно и справлялась со своим положением только благодаря природной естественности и достоинству.
Вот как Николай Петрович говорит о ней Аркадию: ”Не называй ее, пожалуйста, громко... Ну да... она теперь живет у меня. Я поместил ее в доме... там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить”. Про маленького сына он и вовсе не сказал - до того ему было неловко.
Но вот Фенечка появилась перед гостями: “Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти”.
Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?”
Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой:
“Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал. Оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте
Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии, какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню.
Базарову понравилась Фенечка, он однажды крепко поцеловал ее в раскрытые губы, чем и нарушил все права гостеприимства и все правила нравственности. Фенечке то же понравился Базаров, но она бы едва ли отдалась ему.
Павел Петрович даже был влюблен в Фенечку, несколько раз приходил в ее комнату «ни за чем», несколько раз оставался с ней наедине, но он не был настолько низок, чтобы поцеловать ее. Напротив, из-за поцелуя он подрался с
Базаровым на дуэли и чтобы дальше не соблазняться Фенечкой, он уехал за границу.
Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.
Прямой противоположностью Фенечки является Евдоксия, а точнее Авдотья
Никитична Кукшина. Образ достаточно интересный и, скорее, карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX века эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной: “Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам. Везде белели разбросанные окурки папирос”, а также ее внешности и манер: “В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного, но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя”, ходит она ”несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном платье, бархатная шубка ее на пожелтелом горностаевом меху”. В то же время почитывает кое-что из физики и химии, читает статьи о женщинах, хоть с грехом пополам, а все-таки рассуждает о физиологии, эмбриологии, о браке и прочих вещах. Все ее мысли обращены на предметы более серьезные, чем галстуки, воротнички, снадобья и ванны. Она выписывает журналы, за границей общается со студентами. И чтобы подчеркнуть полную ее противоположность Фенечке, я приведу следующую цитату: “...что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что именно это-то она и не хотела сделать. Все у ней выходило, как дети говорят - нарочно, то есть не просто, не естественно”.
На образе Кукшиной мы видим женское молодое поколение того времени, эмансипированное, с прогрессивными стремлениями. Хотя Тургенев осмеивает ее стремления, которые бы заслуживали поощрения и одобрения со стороны всякого благомыслящего человека.
Реакция Базарова на Кукшину тоже была совершенно иной, нежели на
Фенечку, увидев ее, он поморщился. Околесица, которую несла Кукшина, вполне соответствовала ее внешнему облику и манерам. Пожалуй, встреча Базарова с
Кукшиной знаменательна лишь тем, что в их разговоре впервые прозвучало имя
Анны Сергеевны Одинцовой - женщины, которая впоследствии ввергла Базарова в пучину страстей и терзаний.
Они встретились с Базаровым на балу у губернатора, и Одинцова сразу произвела на него неизгладимое впечатление: “Это что за фигура? - проговорил он. - На остальных баб не похожа”. Надо сказать, что в устах
Базарова (то есть этого человека, каким он был на момент их встречи) это высшая похвала. Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат, пытается побороть в себе чувство любви, начинающее зарождаться в его сердце. Анна не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы её жизнь спокойной.
Каждый штрих в портрете Одинцовой указывает на то, что это дама из высшего общества. Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умными и спокойно глядящим глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Спокойными были не только ее движения и взгляд.
Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство – главные черты уклада в имении Одинцовой.
Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось
“поставлено на рельсы”. Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни (“тертый калач”) и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого. Не раз в разговоре с Базаровым она называла себя старой.
Когда я читал роман, то сначала думал, что она, таким образом, кокетничает - ведь ей всего 28 лет! Но потом я понял: у этой молодой женщины душа старухи. Иначе как объяснить ее стремление всеми силами заглушить в себе возникшую влюбленность, только чтобы она не помешала размеренному образу жизни.
Автор пишет о ней: ’’Её ум был пытлив и равнодушен в одно и тоже время. Её сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть…’’ Одинцова и сама хорошо знает это свойство своей натуры, она говорит Базарову: ’’Я люблю то, что вы называете комфортом.’’
Но в то же время Анна Сергеевна способна на благородные поступки, сочувствие, высокую печаль. Она приезжает проститься с умирающим Евгением, хотя он лишь просил отца сообщить о том, что заболел и умирает.
В конце романа мы узнаем, что Анна Одинцова вышла замуж “не по любви, а по убеждению, за одного из будущих русских деятелей…” Холодность рассудка в ней сочетаются, к сожаления, и с некоторой холодностью душевной.
У Одинцовой сильный характер, и она даже в чем-то подавила свою младшую сестру Катю.
Катя - славная девушка, и, хотя в первый момент она воспринимается как бледная тень Одинцовой, у нее все-таки тоже есть характер. Темная брюнетка с большими чертами лица и небольшими задумчивыми глазами. В детстве была очень дурна собой, к 16 годам стала поправляться и сделалась интересной.
Кроткая, тихая, поэтическая и стыдливая. Мило краснеет и вздыхает, боится говорить, всё вокруг замечает. Музыкантша. Любит цветы и составляет из них букеты. В комнате у неё удивительный порядок. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Постепенно раскрывается ее индивидуальность, и становится ясно, что в союзе с Аркадием она будет главной.
Образ Одинцовой интересен как раз своей неоднозначностью. Её нельзя назвать ни положительной, ни отрицательной героиней, не погрешив при этом против истины. Анна Сергеевна – живой и яркий человек, со своими достоинствами и недостатками.
Мне трудно однозначно ответить на вопрос: как Тургенев относится к
Одинцовой? Может быть, мне мешает мое личное восприятие - Одинцова мне не очень симпатична. Но одно очевидно: Тургенев нигде не допускает иронии в отношении этой героини. Он считает ее достаточно умной женщиной (“Баба с мозгом”, - по словам Базарова), но я не думаю, что он сильно чарован ею.
“Тургеневские женщины” - сильные женщины. Пожалуй, они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Может быть, заслуга Одинцовой заключается в том, что она, сама того не желая, помогла Базарову сбросить маску, которая так мешала ему, и способствовала становлению личности этого незаурядного человека. Кто же из этих женщин оказывается милее и ближе сердцу писателя?
Конечно, Фенечка. Именно ее Тургенев одарил счастьем любви и материнства. А эмансипированные женщины, в их худших проявлениях, ему глубоко несимпатичны. Одинцова отталкивает своей холодностью и эгоизмом.
Тургеневский же идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяют любовь и желание быть счастливыми.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.