На теперешнее положение дел в школе и системе образования в целом много жалуются. Однако психологи советуют любить или, как минимум, ценить свои кризисы. Ведь кризис любой системы - повод для пересмотра ситуации. Так как же нам обустроить школу?
В подборку вошли аналитические материалы экспертов и работников сферы образования, посвящённые тому, что со школой не так, и что делать. Для кого-то статьи могут стать поводом для дискуссий, ведь в подборку вошли разные мнения. Но это и хорошо, если верить расхожей фразе о том, что в споре рождается истина.
Почему в российских школах спокойно учиться невозможно, с какими психологическими трудностями сталивается ребёнок на пути к знаниям и чем эмоциональная атмосфера в отечественных школах отличается от чешской? Что нужно сделать, чтобы учиться и учить стало проще? Рассказывает кандидат педагогических наук, живущий в Чехии.
«А на каком листочке писать, на двойном?», «Я ручку забыл», «Мне не сказали». Всё это хорошо знакомо каждому учителю. Но проблема не только в детской несамостоятельности, которая преодолевается со временем, но и в детских представлениях взрослых людей. Кто-то ностальгирует по советскому детству и от этого не видит очевидного, кто-то считает, что все ему должны, а кто-то прячется от настоящих проблем.
Какие проблемы и вызовы стоят перед начинающими специалистами, уезжающими работать в другие города? Что такое современный подход к образованию в контексте отношений центра и периферии? Каково «учителю из столицы» нести свет и знание, когда аудитория не расположена слушать? Молодые преподаватели, которые покинули большие города, чтобы преподавать в сельских школах, рассказывают о своей работе.
Почему в школах ученики получают бумажки, которые показывают что угодно, но не реальный уровень их знаний? Как быть с тем, что школьный мир вообще сильно отличается от реального? Почему в школьную программу не попадают многие вещи, которые заслуживают обсуждения? И другие проблемы школьного образования.
Ещё одно высказывание о том, почему всё, связанное со школой, автоматически вызывает скуку и чувство разочарования - и у детей, и у взрослых. Почему-то даже в качестве площадок для актуальных образовательных мероприятий чаще стремятся выбрать более модные пространства, ведь в школе всё дышит застарелой тоской. В школу ходят разве что на выборы - и это, наверное, тоже не просто так.
В начале XXI века образовательная система дрогнула перед новой угрозой, скрывающейся в смартфоне каждого ученика. «Окей, Google» - и все ответы как на ладони, а значит, и учителя, вроде бы, больше не нужны. Статья о новой функции учителя, особенностях мышления «цифрового поколения» и о том, как свободный доступ к информации меняет образование.
Перестраиваться и быстро реагировать на изменения пока что трудно, но очевидно, что назрела необходимость нового подхода к системе. Директор Московского международного салона образования рассказывает о том, как выстроить своё обучение, и о новых путях развития и педагогического творчества для всех, кто учит подрастающее поколение.
Чтобы уроки стали осмысленными, а школьное образование - полезным, сегодняшнему учителю недостаточно просто пересказывать учебник. Нужно обосновывать разные точки зрения и критически относиться к информации, передавая то же умение ученикам. Ректор московского педагогического университета и бывший заместитель министра образования - о том, каких учителей нужно воспитывать современным педагогическим вузам, и о знаниях, которые школьнику необходимы (или нет).
Сведения о газах, бинтах и сапёрных лопатках - штука хорошая, однако современный мир таит угрозы, которые 10-20 лет назад мы просто не могли представить. Поэтому имеет смысл рассказывать ученикам, что такое кибербезопасность, как нужно вести себя в сети, чтобы не стать жертвой преступления, и как правильно защищать свои цифровые устройства.
Ещё немного о том, какие вопросы ставит перед педагогическими работниками школа, и как их решают энтузиасты. По словам организатора проекта «Учитель для России», успешным педагогическим специалистам пригодятся занятия по актёрскому мастерству, умение медитировать, взятые из бинес-образования навыки и способность пробиваться сквозь нечеловеческие формулировки ФГОС.
Все мы в нашей жизни связаны со школой - все мы прошли через нее как ученики, у многих из нас есть дети, которые или уже учатся в школе, или скоро будут в ней учиться; многие из нас работают в школе, а многие хотели бы туда пойти. В нашей стране очень много разговоров об образовании, о школах, о формах выпускных экзаменов - школьная тема одна из важнейших в нашей жизни. А что важно в самой школе?
Чтобы там ни говорили, важнейшее в школе - это учащиеся, то есть те, для кого школа создана. Представим, что все школьники, следуя советам некоторых учителей, бросили учиться и пошли работать - школу можно будет закрывать, потому что она просто перестанет быть нужной. При этом многие учащиеся совершенно не хотят учиться, что, вполне закономерно, раздражает многих учителей. Но почему дети не хотят учиться? Причин этому много.
Во-первых, многие педагоги неправильно относятся к своей работе и к детям. Учителя считают, что как бы ни было ребенку неинтересно, его нужно заставить знать учебный предмет (при этом каждый учитель считает свой предмет самым важным). Но учителя часто совершенно не считаются с индивидуальными особенностями своих учеников, некоторые из которых, по причине личностного склада не в силах хорошо учиться по данному предмету. Учителя же делают обобщенный вывод - «этот ученик плохой», хотя по другим предметам он вполне может быть одним из лучших. Учителя могут обвинять учеников в том, что они не хотят учиться; говорить, что будут работать с этим учеником только тогда, когда он захочет научиться. Но если он в самом деле захочет научиться этому предмету - он сам сможет добыть нужную информацию, и учитель не будет ему нужен. Задача учителя - увлечь учащихся своим предметом, а не «вдолбить» его в них против их воли.
Во-вторых, школьное обучение сильно оторвано от жизни. В школе в ребенка вкладывается одно, но на улице и дома он сталкивается совсем с другим. Подавляющее число знаний, полученных в школе, не находят применения в жизни, и в том числе поэтому знания эти быстро забываются. Часто к ученикам предъявляются не соответствующие возможностям их возраста требования, поэтому их сложно выполнить. А домашние задания могут отнимать очень много времени, и у человека не останется времени на свободную жизнь, а она тоже нужна - нельзя замыкаться в школе. Обучение в школе очень формализовано, и не все могут уложиться в установленную форму, что тоже создает проблемы для учащихся, обладающих более стихийным складом личности. Все это вызывает ненависть учеников к школе, превращая ее в каторгу. И учиться в школе трудно и неинтересно, поэтому задача, если не облегчить, то хотя бы сделать обучение в школе интересным и соответствующим жизни.
В-третьих, у нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, что делает школа, никто не может дать. А школа - это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь; но точно так же многие были сломлены школой и лишены возможности чего-либо добиться. Что же должна делать школа? На наш взгляд, задачи школы следующие:
- Показать учащимся мир во всем его многообразии и предложить интересы в этой жизни.
- Дать человеку шансы попробовать реализовать себя в том, что он нашел для себя интересным.
- Помочь человеку раскрутить себя в сфере своего интереса хотя бы на начальном уровне.
То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя в жизни. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Что же можно сделать в этой области?
Мы выдвигаем несколько предложений:
- Сократить число учебных предметов до 7 - 9. При этом сходные по содержанию предметы - объединить в один. Преподавать основы науки, постепенно углубляя сложность подачи материала. Нами предлагается следующий список учебных предметов:
- Физкультура.
- Русский язык.
- Иностранные языки (не менее двух).
- Точные науки (математика, физика, химия).
- Гуманитарные науки (история, литература и т.п.).
- Естественные науки (география, биология и т.п.).
- Искусства (музыка, МХК, рисование и т.п.).
- Прочие факультативные занятия.
- Каждый учебный предмет является обязательным. Каждый предмет может изучаться на одном из двух уровней - углубленном и стандартном. При этом один предмет обязательно изучать на углубленном уровне, и этот предмет ученик выбирает сам.
- По каждому предмету сдаются экзамены. Форм экзаменов несколько, и учащийся сам выбирает форму сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки - разрешается пересдача экзамена по другим формам, и учащемуся ставится лучшая оценка.
- Не допускается мучение учебой. Возможно, учеба длится 4 дня в неделю (в младших классах - обязательно). Количество уроков в день - не более 7 даже в старших классах. Длительность урока - 40 или 45 минут. Длительность осенних и весенних каникул - не менее 10 дней; длительность зимних каникул - не менее 16 дней; летние каникулы - с 26 мая по 1 сентября.
- Помимо основных школьных занятий обязательными являются занятия в художественной студии и занятия в спортивной секции. По каждому из этих направлений учащийся должен пройти не менее 53 недель занятий не менее 2 раз в неделю (всего 106 занятий по каждому направлению). Но в случае высоких результатов по одному из направлений, второе направление разрешается не проходить.
Эти преобразования, на наш взгляд, помогут улучшить качество обучения, работы школы, и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни.
Итоги статьи:
- Главное в школе - учащиеся.
- Проблемы и зачади школы:
- Проблема: неправильное отношение учителей к работе. Задача: учитель должен увлекать учащиеся своим предметом.
- Проблема: оторванность обучения от требований жизни. Задача: сделать обучение в школе приближенным к реальной жизни.
- Проблема: неясность относительно направления деятельности школы. Задача: помочь учащимся найти себя в жизни.
- Основная задача школы - помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. Школа не должна давать и заставлять - она должна помогать человеку самому находить себе интересы, занятия и знания.
- Нашей школе желательны некоторые преобразования, которые сделают обучение в ней более продуктивным, что поможет решить основную задачу школы. Предложения по этим преобразованиям в нашей статье представлены.
Почему детям трудно в школе?
С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.
На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь.
1. Слабый уровень развития способностей
У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учится на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку. Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог. Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.
2. Пробелы в знаниях по учебным предметам
В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.
3. Завышенные требования к успеваемости
Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?
Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учится хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может привести к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствиям.
Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.
4. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям
Здесь важно отметить, что есть дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)
Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога.
5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)
Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.
У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.
Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.).
6. Отсутствие интереса к обучению
Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.
Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.
Что же могут родители, если школьные трудности все же появились?
Первое
– не рассматривайте их как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача – помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче в школе.Второе
– настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).Третье
– ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачу. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.Четвертое
– забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.Пятое
– не обсуждайте проблемы ребенка с педагогом в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.Шестое
– интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил … Все нервы вымотал …» обычно такие занятия заканчиваются слезами: «Не могу сдерживаться, кричу, а то бывает и тресну». Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый человек, а виноват – ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка – очень редко …Почему-то родители считают, если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает – больше читать; если плохо считает – больше решать примеров. Но ведь это утомительное, не дающее удовлетворения занятия убивает радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается.
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал – вы с ним и для него. Никогда не требуйте, чтобы ребенок сразу начинал выполнять задание самостоятельно. Сначала разберите все с ним вместе, убедитесь, что все ему понятно.
Не менее важно решать, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягкие – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бывают через край … Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряет терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.
Ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» ученик устал, и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать «Ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.
При приготовлении домашних заданий общая продолжительность непрерывной работы не должны превышать 20-30 минут. Паузы после такой работы обязательны!
Не стремитесь любой ценой и не жалея времени сделать все сразу.
Седьмое
– постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.Восьмое
– самое важное при оказании помощи ребенку – это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. К сожалению, родители часто забывают об этом. А если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно; это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кино …Девятое
– детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня. Надо не забывать: такие дети обычно беспокойны, не собраны, а значит, соблюдать режим им совсем не просто.Если ребенок с трудом встает, не дергайте его, не торопите, не подгоняйте лишний раз; лучше поставьте будильник на полчаса раньше.
Пожалуй, самое трудное время – вечер, когда пора ложиться спать. Родители стремятся быстрее уложить маленького ученика в постель, а он, как может, тянет время. Нередко это кончается ссорой, слезами, упреками. А потом ребенок долго не может успокоиться и уснуть … Можно предоставить ему некоторую свободу (разрешив ложиться не ровно в девять, а с девяти до пол десятого). Очень важен полный (без каких либо учебных заданий) отдых в воскресенье и особенно в каникулы.
Десятое ,
и последнее – своевременность и правильность принятых мер значительно повышает шансы на успех. Поэтому, если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, логопеду, неврологу, детскому психиатру). Они помогут установить причину школьных трудностей, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации. И выполняйте все их рекомендации!Качество школьного образования в современной России стало одной из самых обсуждаемых тем в наши дни. Странные реформы правительства, бессмысленные нововведения в школьную программу, отклонение от норм понятия светского государства в сторону религиозного начала – все это не только травмирует психику ребенка, но также может сформировать у него абсолютно неверное восприятие окружающего мира на важнейшем из этапов жизни.
Так сложилось, что современное школьное образование в России – сгусток проблем, которые всегда существовали по отдельности и с ними получалось бороться, но когда они соединились в один большой и тяжелый ком, то он сразу же пошел на дно и потянул за собой все те наработки, которых мы достигли во времена, когда первый человек полетел в космос. И дело здесь совсем не в глупом поколении, просто под это поколение никто не собирается перестраивать систему. Государству не нужны граждане с открытым умом, ему нужны винтики в государственной машине, которые будут бездумно поддерживать целостность агрегата под водителем.
Вопрос кадров
Возьмем, к примеру, школьных учителей. Плохие и безучастные учителя были всегда, но еще никогда их не было так много. Причин этому много, и не самая последняя из них – отношение государства к профессии учителя. Если раньше эта работа считалась одной из самых важных, а сам учитель был уважаемым и ценным человеком, то сейчас уважение в обществе вызывают менеджеры среднего звена и прочие бизнесмены, навыкам которых после апокалипсиса будет грош цена.
Унизительно малые заработные платы учителей стали причиной отсутствия желающих связать свою жизнь с этой профессией, поэтому ценных кадров, которые считают преподавание смыслом свой жизни, практически нет. Голодный учитель, который едва сводит концы с концами, вряд ли способен дать детям знания, если он просто физически не способен это сделать. Проходной балл для абитуриентов в ВУЗы на учительские специальности экстремально мал, и становится соломинкой спасения для тех, кто не видит шансов поступить на обучение более престижной профессии.
Конечно, среди учителей достаточно талантливых и креативных людей, которые хотят донести до детей науку в полном объеме с помощью интересной подачи. К сожалению, такие учителя подавлены современной системой бюрократии. Им приходится составлять бесчисленное множество отчетов, программ, заполнять ненужные бумаги и делать все, кроме обучения своих подопечных. К тому же недавно активизировалась идеологическая машина, которая обязывает учителей вкладывать в умы детей «правильное» восприятие современной России и ее правительства, что также не способствует популярности профессии учителя.
Вопрос системы образования
Планируемый бюджет на образование в России ежегодно снижается. В 2015 году он составлял 629,3 млрд рублей, а в 2016 уже 579,8 млрд рублей . Бюджет на 2017 год стал еще ниже – 568 млрд рублей , и такие темпы должны настораживать любого вменяемого гражданина современной России. Очевидно, что такие решения повлекут за собой сокращение числа учителей, а также преподавателей в других учебных заведениях. Многих ученых попросту уволят, а школы не смогут позволить себе приобрести нужное оборудование для обучения детей. Зато скрепы на месте.
Еще один из краеугольных камней – спорные реформы в системе образования. На протяжении многих лет упоминание ЕГЭ вызывает полуобморочное состояние у школьников и их родителей. Это нововведение не раз доказало свою неэффективность: вопросы на экзамене не соответствуют школьной программе, выглядят глупыми, не позволяют оценить уровень знаний выпускника. Ежегодно всплывают новости о том, как в погоне за показателями, некоторые школы показывают феноменальные результаты по ЕГЭ, школьники безвозмездно списывают, а родители организуют целые группы помощи своим детям.
В последние годы наблюдается тенденция искажения школьной программы, которая представляет собой хаотичный набор предметов, которые никак не перекликаются друг с другом. Если с точными науками ситуация выглядит стабильной, то странные реформы правительства влияют на искажение информации в гуманитарных предметах. Исторические факты искажаются, вводятся новые правила русского языка, от которых преподаватели старой закалки приходят в ужас, из литературной программы убирают множество произведений писателей исключительно по политическим и идеологическим мотивам. Все это может привести к ужасающим последствиям и повышению количества безграмотных людей с узконаправленным мышлением на выполнение какой-то одной задачи на протяжении всей жизни.
Вопрос поколений
Старинное кредо «И та-а-ак сойдет!» как нельзя лучше отражается на современном школьном образовании. Нежелание перестраивать систему под новое поколение, которое избаловано интернетом и доступом к самой различной информации, ведет к тому, что детям просто не интересно находиться на школьном уроке, где учитель монотонным голосом зачитывает параграф из учебника. Одного взгляда на аппаратуру в школьном кабинете физики достаточно, чтобы вогнать в депрессию даже взрослого, который не придерживается замшелых консервативных взглядов. Что уж говорить о детях, которые любят быть в «тренде» и приветствуют все современное.
Насильное удержание ребенка за компьютером в кабинете информатики, чтобы научить его рисовать линии в редакторе Paint – весьма популярное занятие в современных школах. Сделать так намного проще, чем разработать программу, которая действительно заинтересует школьника – это опасная инициатива, которая может привести к разрушению наработанной за десятилетия схемы.
Проблема современного поколения в том, что детям просто не интересно учиться. Во многом это и вина родителей, которые пускают жизнь своего чада на «самотек». Еще несколько десятков лет назад многие родители давали базу ребенку об устройстве окружающего мира, что стимулировало к занятию самообразованием. Читать книги было модно, сейчас же у молодежи сформировался стереотип, что это постыдное занятие для изгоев, если же книги и читаются, то исключительно те, которые «в тренде». Обычно это мемуары философов, из которых можно надергать цитат для статуса в соцсетях.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, перед многими родителями встает вопрос: «А стоит ли вообще отдавать детей в школу?». Мы не говорим, о тех ситуациях, когда родители отрицают образование как таковое, чтобы посвятить свое чадо служению Вере или чему-либо еще. Мы также хотим напомнить, что статья 43 Конституции РФ гласит, что общее образование обязательно для каждого, и родители обязаны обеспечить своему ребенку условия для его получения. Другое дело, какие именно условия лучше подойдут для детей, которых родители хотят оградить от недостатков современных школ России.
Необходимость школы для родителей и их детей
Печально признавать этот факт, но школа для многих родителей – это что-то вроде многолетней камеры хранения, куда папа с мамой сдают своего ребенка, чтобы спокойно сходить на работу и не переживать, что их дитя не под присмотром. В особо запущенных случаях родители предпочитают оставлять ребенка в продленке даже тогда, когда кто-либо из них находится дома по вынужденным обстоятельством, насильно лишая чадо уюта домашнего очага.
Современную российскую школу дети воспринимают как обязанность и каторгу, поэтому интерес для них представляет, в первую очередь, общение с друзьями. Если же обеспечить общение со сверстниками в сочетании, например, с обучением на дому, то необходимость школы в жизни ребенка снижается.
Полное отсутствие эффективности обучения
Определенно школа дает ребенку знания, но происходит это крайне неэффективно в виду отсутствия логически построенной программы образования. Детей учат читать, писать, иногда даже считать, но учитель может уделять гораздо больше внимания некрасивому почерку ребенка, нежели содержанию его сочинения, ведь важно делать «по системе», а не основываясь на своей фантазии. Если ребенок смог самостоятельно поступить после школы в престижный ВУЗ, то это в 90% случаев его заслуга, а не школы.
Программа по практически любому предмету размазана на сотни уроков, на протяжении которых дети не занимаются чем-то полезным или интересным, ведь система обязывает заучивать, а не разбираться в причинах и следствиях. В то время, когда репетитор рассказывает ребенку в подробностях правила русского языка и объясняет почему в этом случае пишется так, и никак иначе, школьный учитель просто заставляет вызубрить правило наизусть, но применять его на практике оказывается невероятно сложно из-за недостатка информации.
Редкий ученик к концу учебного года будет помнить то, о чем ему говорили на уроках в самом начале, поскольку у него напрочь отсутствовала практическая часть. Многочисленные контрольные выглядят как обязанность, которая выполняется без осмысления содержимого. Все это ведет к тому, что ближе к выпускным классам родителям приходится нанимать для своего ребенка репетитора по некоторым предметам, который начинает обучать школьника предмету с самого начала, но по грамотно выстроенной программе, которая качественно усваивается в более краткие сроки. И дело здесь совсем не в том, что ребенок глупый, просто свои самые активные годы жизни ему хочется проводить наиболее разнообразно, и целый год ходить сконцентрированным на очередном уравнении или формуле из алгебры у него просто не получится.
Выход из этой ситуации очевиден: необходимо нанимать репетиторов для своего ребенка, что влечет дополнительные расходы. Не все родители могут себе это позволить, но современные школы России меняться не планируют.
Школа – социальный институт для ребенка?
Бесспорно, общение со сверстниками развивает в ребенке ряд качеств, которые пригодятся ему в будущем. В идеале, у ученика должны формироваться лидерство, коммуникация, фантазия, сила воли, целеустремленность, ораторство, скорость мышления и умение ориентироваться в нестандартной ситуации. На деле все обстоит намного хуже.
Лидерами в классе становятся хулиганы, которые методами запугивания заставляют окружающих принять свою точку зрения и модель поведения. Умных в школе не любят, а слова «ты че умный?» являются известным оскорблением. Иногда доходит до того, что авторами этой фразы становятся сами учителя.
Коммуникация детей в современных школах выстроена таким образом, чтобы соответствовать «моде». Уже со школьной скамьи мы понимаем, что инициатива насилует инициатора, поэтому лучше молчать и не высовываться, ведь можно навлечь на себя гнев всего класса, а то и учителя.
Безучастность педагогов приводит к тому, что им абсолютно безразличны взаимоотношения их подопечных. Часто классы делятся на небольшие группы, которые взаимно друг друга ненавидят, но разбираться в этом никому не хочется.
Приведение к общему знаменателю
Задача современной школы в России сделать всех одинаковыми. Ученик не должен выделяться из общей массы, чтобы не создавать «проблем» педагогам и обществу.
Творческие порывы в ребенке душатся на корню, и петь в школьном хоре могут только самые стойкие, остальные сталкиваются с презрением со стороны сверстников, особенно мальчики. Под влиянием определенных слоев школьной иерархии и подогреваемый отцовскими взглядами, формируется особенный набор занятий, который соответствует образу «настоящего мужика». Все, что ему не соответствует, может стать причиной гонений на ребенка и унижений в глазах одноклассников.
Высокая скорость мышления в современной школе является скорее обузой, нежели привилегией. Чаще всего учителя просто не обращают внимания на попытки ученика показать, что он справляется с поставленной задачей гораздо эффективнее, нежели этого требует школьная программа, а иногда и практически убивают это в человеке. Когда учитель в десятый раз повторяет какое-либо утверждение для более слабых учеников в классе, ребенку с высокой скоростью мышления становится невыносимо скучно на уроке.
Активность и креатив практически всегда блокируются системой образования на корню. «Ты не должен выделяться из общей массы, ведь ты и класс – едины, никто не будет подстраиваться под тебя, подстраивайся под всех». Предложения от учеников направить урок по более интересному руслу моментально пресекаются учителями, ведь это не предусмотрено программой. Если ребенку нравится какой-то предмет, то он вынужден заниматься им самостоятельно после школы, поскольку не получает от учителя должного внимания и советов по интересующим вопросам. Безнаказанно выразить свое мнение не получится, на это обязательно последует реакция класса и учителя.
Обучению восприятия окружающего мира в школе внимания не уделяют. Критическое мышление считается чем-то вроде атавизма, который старательно искореняют учителя, подталкиваемые коленом идеологии. Дети перестают понимать текст, который они читают. К тому же учебники зачастую пишутся таким языком, который понятен лишь автору. Сухая и неинтересная подача убивают в школьниках любое стремление получить долю знаний. Сформулировать свою мысль в четкое объяснение могут единицы, каждый ответ на уроке – это не диалог между учителем и учеником, а мини-экзамен, где школьник дрожащим голосом пытается угодить педагогу-начальнику.
Задачи школы и реальность
В идеале, школьный класс должен стать для ребенка упрощенной моделью взрослого общества, где ученик проходит многолетнюю подготовку к самостоятельной жизни и взаимоотношениям с людьми. На деле же выходит некое подобие тюрьмы, где есть свой собственный свод правил, которым должны все подчиняться. Мнения, отличные от мыслей учителей или негласных лидеров в классе, тут же высмеиваются окружающими, особенно если ребенок застенчив и не может постоять за себя.
Современные школы в России для многих – это психологическая травма, которая остается на всю жизнь. Неприятные моменты из прошлого преследуют человека на протяжении многих лет, в то время, как позитивные события забываются гораздо быстрее, так уж устроен наш ум.
Альтернативы школьного образования
В последнее время среди обеспеченных родителей стало модным организовывать образование для своего ребенка на дому. В этой методике есть свои плюсы, но и она не идеальна.
Даже если вы решили, что ваш ребенок должен обучаться на дому, то следует знать, что в соответствии с законодательством РФ, ученик все равно обязан посещать школу для сдачи тестов и экзаменов, в противном случае органы социальной защиты могут стать инициаторами судебного дела в отношении родителей, которые запрещают своему чаду приближаться к учебному заведению. Вашему ребенку придется получить аттестат о среднем образовании.
Кроме того, при обучении на дому придется озаботиться о социальной составляющей для детей, которым необходимо общение. Если вы не хотите вырастить из своего сына или дочери мизантропа и социофоба, то придется тщательно организовывать общение ребенка с другими детьми.
На данный момент, современным школам в России необходимы полноценные реформы и внедрение инноваций, которые вернут нам гордость за продвинутую и умную молодежь. Вот только волнует ли эта проблема наше государство?
На ближайшие 11 лет это будет самой главной вашей заботой: школа. Как помочь ребенку, чтобы он хорошо учился, как избежать конфликтов, на что обращать внимание, чтобы не упустить проблему…
Разложим по полочкам и постараемся разобраться. Вот самые частые темы, с которыми родители обращаются к детскому психологу.
Начальная школа
Как понять, что ребенок готов/не готов к школе?
Самый главный параметр, на который я обращаю внимание – физическое развитие малыша . Сильная/слабая конституция, насколько развита координация и мелкая моторика, состояние нервной системы, количество постоянных зубов. Попросту говоря, насколько ребенок созрел для школы физически. Вы, наверное, не помните, но всего 100 лет назад дети шли учиться только в 9 лет, до этого они считались «малышами». Вспомните литературу 19 века: «В комнату вошла маленькая девочка лет восьми». «Она осталась одна с младенцем семи лет на руках». Нормы изменились, а физиология – не очень. Сделайте так называемый «филиппинский тест» : ребенок, у которого уже прошел полуростовой скачок, должен накрывать ладошкой руки ухо с противоположной стороны ЧЕРЕЗ голову. Это подтверждает, что пропорции тела у него уже не младенческие, а ближе у подростковым. Зубы тоже должны начать меняться, хотя бы две дырки должны светиться в улыбке первоклассника.
Хотя родители мальчиков зачастую не хотят прислушиваться к рекомендациям «оставьте его еще на год в детском саду», но я все равно призываю вас не торопиться. Этот последний подготовительный год может оказаться решающим. Разница очень видна, поверьте мне,
когда ребенок готов к школе, он учится с удовольствием и без напряжения, сам делает домашнюю работу, практически не болеет.
А малышок-Филлипок, который вроде бы и читать уже умеет, и считать, но психологически мал и слаб для целого дня в стрессовой обстановке, быстро сойдет с трассы, начинаются бесконечные ОРЗ и слезы по утрам (особенно зимой). Это не учеба, а мучение одно.
Второе, что у всех на слуху, но никто не понимает, что эти слова обозначают: «учебная мотивация преобладает над игровой» . На практике это означает, что ребенок предпочитает читать, слушать, разглядывать, а не возить машинки по ковру, играть в куклы, строить башни из конструктора. И в 6 лет учебная мотивация встречается очень редко, а к полным 7 годам должна (в идеале) быть почти у всех.
На деле, с подготовительной группе детского сада мы видим очень усидчивых, спокойных, внимательных девочек, которые играют «в школу», и крайне подвижных, разболтанных, энергичных мальчиков, для которых проблема посидеть смирно хотя бы 15 минут. И никакие занятия по подготовке к школе не могут эту ситуацию изменить, поскольку речь идет о состоянии нервной системы, а вовсе не о поведении и «правильных привычках».
Отсюда мы переходим к третьему пункту: гиперактивность и дефицит внимания .
Даже если у вашего подготовишки нет диагноза СДВГ (который, скажу сразу, имеет право ставить только детский психоневролог или нейропсихолог с большим опытом работы, и желательно после обследования, а ни в коем случае не садовский психолог или учитель), детей с гиперактивностью, с незрелостью центральной нервной системы в последние лет 15 стало значительно больше. И чтобы ребенку было комфортно в школе, чтобы он мог полностью реализовать свой потенциал, родителям придется приложить дополнительные усилия.
Из области неврологических проблем – дислексия, дисграфия и дискалькулия, т.е. невозможность читать, считать и писать. Именно невозможность, крайняя затрудненность распознавания символов, а не лень, капризы и нежелание учиться. Отличить одно от другого можно, но лучше, если это сделает специалист. Все вышеперечисленные дисфункции исправляются занятиями с нейропсихологом.
Смотрите, что получается.
Чрезвычайно редко учебные проблемы в начальной школе связаны с неправильным поведением, воспитанием или чем-то еще. Чаще всего причина неудач – неврологический статус ребенка, незрелость или повреждение нервной системы, т.е. органические неполадки, которые необходимо обнаружить и исправить (если возможно).
Ну, а если доктора ничего не находят? Тогда стоит подумать, а достаточно ли безопасно психологически ребенку в школе, в семье, нет ли каких-то постоянно действующих источников напряжения: кто-то угрожает малышу, родители ссорятся или проходят через развод, кто-то в семье серьезно болен, родился новый ребенок. Дети сами не могут связать, например, недосып из-за младенца и плохое запоминание на уроках. Не скажу ничего нового, но режим сна и питания оказывает гораздо более сильное влияние на работу мозга, чем мы обычно полагаем.
Средняя школа
К 11-12 годам дети переходят в предподростковый возраст, когда на первое место в их внутреннем мире выходят отношения со сверстниками (а не внутрисемейные, как было раньше). Теперь важно учиться, чтобы быть не хуже других. Или НЕ учиться – чтобы не сочли ботаником. На самом деле, так было раньше. В списке приоритетов современных детей учеба стоит на сто пятнадцатом, примерно, месте. Сразу после «слушаться старших».
Сейчас дети учатся только в каких-то совсем уж экстремальных случаях, мотивировать обычным «учись, а то в ПТУ пойдешь» никого не удается. И этому есть (опять) внятные биологические объяснения.
С точки зрения биологии, подростковый возраст – самое неудачное во всей жизни время для учебы.
Префронтальная кора головного мозга залита густым сиропом из половых гормонов, что делает крайне затруднительным любое целенаправленное действие, запоминание, концентрацию на абстрактных предметах. Единственное, чем занят организм в этот период – поиск подходящего полового партнера. Все. По уму, так следовало бы подростков срочно женить/выдавать замуж в хорошую семью, пристраивать к любой физической работе, учить вести дом и ходить на охоту. Ну, как это было принято во всем мире вплоть до Второй Мировой войны. А кое-где и до сих пор практикуется.
Я понятно объясняю? То, что учителя называют «ленью» или «совсем распустился» - всего лишь сложная и чрезвычайно энергозатратная операция по перестройки всего организма из детского во взрослый. Это требует колоссальных усилий, калорий, строительных материалов. А все вот эти ваши физики-математики, обществоведение и великая русская литература, с точки зрения Матери Природы, не более чем нарисованные ромашки на танке. Не нужно это эволюции.
Поэтому самое главная моя рекомендация родителям подростков: снизьте требования. Вы сэкономите себе кучу нервов, если на время перестанете ЖДАТЬ от своего внезапно выросшего чада прежнего усердия и сметливости. Нет, требовать, чтобы домашнее задание было сделано, и вовремя, и в надлежащем объеме – это святое, это просто обязательно, иначе все полетит под откос. Но вот ожидать, что мальчик будет это все выполнять добровольно и с песнями я бы не стала. Ваше дело – контролировать, заставлять, проверять, а его дело – отлынивать, морочить вам голову, увиливать и валяться на диване.
(Я довольно подробно описала весь процесс в , а скоро будет вебинар на эту же тему. Подробности на сайте.)
Если же ваш ребенок со всей очевидностью не вступил еще в фазу преображения, т.е. не прибавил внезапно в росте и весе, не появились вторичные половые признаки, нет резких колебаний настроения, а учеба все равно съехала?
Или пропустил что-то важное и установочное по болезни, или конфликтует с кем-то в школе, с преподавателем или классом.
Как выяснить?
Самое простое, но неприятное действие: берем учебник, открываем параграф и просим ответить на вопросы в конце. Все сразу становится понятно. Если на вопрос «Чем кислота отличается от соли» ребенок отвечает бодро «Кислота кислая, а соль соленая» (как я в свое время), ясно же, чем он занимался на уроках химии последние полгода? Дальше можете или сами нагонять, или кого-нибудь пригласить в помощь. Не обязательно профессионального репетитора, соседка, старшеклассник, дедушка – инженер со стажем вполне справятся с программой примерно до 8 класса.
Если вы обнаружили, что ребенок в предмете разбирается, но в дневнике одни двойки, а объяснить он ничего толком не может, стоит сходить к детскому психологу. Не знаю, остались ли еще где былинные бабушки-дедушки, которым было можно спровадить страдающее чудовище на выходные, а получить совершенно расколдованного добра молодца. Раньше были. Теперь их место заняли арт- и сказко-терапевты, по сути выполняющие ту же самую работу: выслушать, не перебивая, не оценивая, погладить по спинке, попарить в баньке, уложить на печку и сказать «Утро вечера мудренее».
Может обнаружиться весьма запутанная история болезненных отношений с одноклассниками, тягостная травля, преследование учителем, да хоть бы по национальному признаку. И все это сказывается на учебе.
Если вы абсолютно уверены, что со стороны психологии все в порядке – сходите к врачу, сдайте анализы, просто так, ни с того ни с сего успеваемость не падает. Даже простой гемоглобин может влиять на память, а что уж говорить о зрении или слухе?
Старшие классы
Ко всему вышеперечисленному хочу добавить вот что: завышенные ожидания. Как ни печально, но не всем детям необходимо высшее образование, не всем оно по зубам. Да, кажется – чего там сложного! Но, благодаря все тем же половым гормонам, а также исходным данным, которые заложены генетически, многим детям было бы полезнее и здоровее уйти из школы в профессию после 9 класса. Я видела много таких примеров, когда родители бились до последнего, буквально за шкирку втаскивая ребенка в вуз. Который потом все равно бросался, ибо – «не тяну!». И наоборот, очень и очень благополучные истории, когда в 18 лет человек уже начинал работать, и делал это С УДОВОЛЬСТВИЕМ, потому что «получается!».
Иногда мы (учителя) видим, что по своим интеллектуальным данным ребенок мог бы учиться на отлично, но что-то мешает. Обычно это или депрессия (очень частая в старших классах), или поиски себя. Старшеклассник мечется, не понимая еще как следует, чего от него ожидают, чего он хочет сам. Тут поможет консультация по профориентации, с тестами, с разговорами, с посещением вузов по разным специальностям.
Есть исследования, которые показывают, что наиболее успешными становятся люди, воплощающие мечту раннего детства.
Так что вспоминайте, о чем грезил ваш малыш в возрасте между 3 и 6 годами, и пытайтесь приложить это к сегодняшней реальности.
В общем и целом можно сказать следующее: если у вашего ребенка серьезно снизилась успеваемость
- Во-первых, сверяемся с возрастными границами
- Во-вторых, проверяем состояние физического здоровья
- И только в-третьих начинаем подозревать психологические проблемы.