(сочинение разбито на страницы)
Тема человеческой судьбы, которая складывается под влиянием различных исторических событий, всегда была одной из самых важных в русской литературе. К ней обращались и Толстой, и Тургенев, и Достоевский. Не обошел ее и известный писатель, мастер широких эпических полотен М. А. Шолохов. В своих произведениях он отображал все важнейшие этапы истории в жизни нашей страны. Судьбу своего героя, простого русского человека, писатель рисовал па фоне военных сражений и мирных битв, показывая, что не только история вершит свой строгий суд, но и человек вершит историю, неся на своих плечах ее тяжелый груз.
В 1956 году Шолохов в поразительно короткий срок - всего лишь за несколько дней - пишет свой знаменитый рассказ "Судьба человека". Однако творческая история этого произведения занимает многие годы: между случайной встречей автора с человеком, прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа проходит целых десять лет. И все эти годы живет в писателе настойчивая потребность высказаться и передать людям услышанную когда-то исповедь.
"Судьба человека" - рассказ о великих страданиях и о великой стойкости простого человека, в котором воплотились все черты русского характера: терпение, скромность, отзывчивость, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством огромного патриотизма, преданности своему Отечеству.
С самого начала рассказа, описывая приметы первой послевоенной весны, автор подготавливает нас к встрече с главным героем Андреем Соколовым. Перед нами предстает человек в прожженном, грубо заштопанном ватнике, глаза которого "наполненны неизбывной смертной тоской". Найдя в лице автора собеседника, он сдержанно и устало, положив на колени большие темные руки, сгорбившись, начинает свою исповедь о прошлом, в котором ему пришлось "хлебнуть горюшка по ноздри и выше".
Судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких невосполнимых потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Но этот простой солдат и труженик, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе чистую, широко открытую добру и свету душу. В его нелегкой судьбе отражается судьба всего поколения.
Ровесник века, Андрей участвует в гражданской войне, в рядах Красной Армии сражается против врагов Советской власти. В голодные двадцатые годы уезжает из родной воронежской деревни и попадает на Кубань. В это время дома от голода умирают отец, мать и сестренка. Возвращается обратно в Воронеж, работает плотником, слесарем, шофером. Встречает девушку Ирину, с которой создаст прекрасную семью. Он мечтает о счастливой жизни с "женой-подругой" и с детьми. Но война рушит все планы и надежды. Андрей, подобно миллионам советских людей, уходит на фронт.
Тяжел и трагичен его путь на дорогах большой войны. А вехами на этом пути служат подвиги, совершенные в основном не на поле боя, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В нечеловеческих условиях герой доказывает свое нравственное превосходство над врагом, свою стойкость и мужество. Нетерпимый к трусости, жестокости и малодушию, он расправляется с предателем, пытавшимся выдать немцам своего взводного командира.
Лишенный возможности бороться с врагом оружием, Соколов демонстрирует свое превосходство в поединке с комендантом лагеря Мюллером, оказавшимся бессильным перед гордым достоинством и человеческим величием русского солдата. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов был встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает далее потерявшего человеческий облик коменданта. "Вот что, Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и уважаю достойных противников", - вынужден признать немецкий офицер.
Но не только в столкновении с врагом показывает Шолохов проявление этой героической натуры. Серьезным испытанием для героя становится одиночество, которое принесла ему война. Ведь Андрей Соколов - солдат, отстоявший независимость своей Родины, вернувший людям мир и покой, сам теряет все, что имел в жизни: семью, любовь, счастье. Суровая судьба не оставляет ему даже пристанища на земле. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказнила" этого человека, но не смогла его сломить, убить в нем лсивую душу. Соколов одинок, но он не одиночка.
Михаил Александрович Шолохов – поистине выдающийся советский писатель. Талант его огромен, но особую значимость ему придаёт умение тонко и до боли жизненно показать простого человека и его нелёгкую судьбу. Вершиной этого таланта выступает рассказ писателя «Судьба человека».
Произведение начинается издалека, как бы невзначай. Рассказчик описывает свой путь, переправу через реку, особую прелесть ранней весенней поры. Но тут появляется пара персонажей: мужчина и мальчишка. Автор знакомится с ними, с мужчиной у него завязывается дружеский разговор, который раскрывает тяжёлую судьбу случайного знакомого.
Зовут этого мужчину Андрей Соколов, и, как оказалось, жизнь у него более чем насыщенная, как его только не помотало, а мотало по-страшному, потому что молодость его пришлась аккурат на две войны: сперва гражданскую, а затем и Великую Отечественную. Первая война забрала у него семью, но он ещё крепился, добротно работал, учился, женился на «хорошей девке» Иринке. Тогда зачерпнул он счастья глоток: всё вроде бы ладилось, жена – умница, трое детишек нажитых – тоже не огорчают. Но пришла вторая, Великая и ужасная война с фашистами. Не понимавший исступления и отчаянных слёз жены своей, он с уверенностью шёл на фронт, но знал ли Андрей, что эта война с ним и со всей его семьёй сделает…
На фронте он пригодился по своей профессии, служил шофёром, что тоже было делом опасным. Вот и задела его однажды смерть своей косой, когда во время исполнения поручения враг ему «из дальнобойной тяжёлый положил…возле машины». Так он попал в плен к немцам. И чего только в этом плену не повидал! Но всегда оставалась в нём сила русского духа, неутолимая воля к победе. Особенно показателен тот случай, когда он, весь изморенный голодом в немецком лагере, по предательскому доносу оказался второй раз перед лицом смерти – перед комендантом Мюллером. Он верил, что ведут его уж на погибель, но до конца был характером твёрд, с комендантом говорил уверенно и чётко. А герр Мюллер, на его счастье, человеком оказался не паршивым, а даже с некоторым достоинством. Он угостил Андрея шнапсом и закуской, но тот держался стойко, не показывая свою измождённость. За это комендант его и помиловал, да ещё снабдил небольшим «пайком». И здесь Андрей показал себя достойным человеком: не съел хлеб и сало, а понес товарищам.
Говорить о злоключениях его можно долго, но самое важное, что нужно отметить, так это неизменные человеческие черты Андрея Соколова. Сквозь все мучения физические и душевные, после горьких потерь родных, он выстоял и остался настоящим человеком. Именно это помогло ему понять и усыновить осиротевшего мальчика Ваньку, который смог хоть немного отогреть его окаменевшее от скорби сердце.
Этот небольшой рассказ Шолохова – отражение судьбы не просто Андрея Соколова и его «сынишки», а это судьба каждого человека, попавшего в когти к войне. Судьба, которую, казалось бы, уже самому изменить не удастся, но надежда и стойкость могут сделать невозможное.
Судьба человека Шолохова — это произведение, где автор раскрывает на примере жизни героя тему судьбы человека. В работе автор показал жизнь героя, которому пришлось пережить годы войны.
Написал Шолохов свою работу быстро, а в ее основу лег рассказ одного человека, прототипа главного героя, который поделился своей историей из жизни. Эта история стала его исповедью, о которой не смог молчать писатель. Вот он и подарил миру произведение, где рассказал о пережитых страданиях, о непобедимости простого солдата, в чьем характере проявляются истинные русские черты. Мы же напишем на тему Судьба человека, которое поможет ученикам написать свою итоговую работу по литературе.
Судьба человека краткое сочинение рассуждение
М. А. Шолохов написал рассказ в 1956 году. Начинается произведение встречей автора с героем рассказа Соколовым. Это был человек, глаза которого словно засыпанные пеплом, наполнены смертной тоской. И Соколов увидел собеседника, которому захотелось излить душу и он рассказал о своей судьбе. При этом мы видим, что в судьбе одного героя отразилась судьба всего народа.
Прочитав произведение, хочется отметить, что это был обычный человек трудяга. Ему пришлось жить в период гражданской войны, пережил он и голодные двадцатые. После осел в Воронеже, встретил жену и мечтал о семье, где будет много детей. Но, пришла война и разрушила все его планы.
Отправился на фронт и Соколов. Однако попадает в плен к фашистам. Пришлось хлебнуть ему горькой судьбы, живя за колючей проволокой концлагеря. Слушая его рассказ о нечеловеческих условиях, в которых жили пленные, мы понимаем всю жестокость врага. Признается Соколов в своей исповеди и в убийстве человека. На врага, своего. Но своим его трудно назвать, ведь тот пошел на предательство. Даже истощенный голодом Соколов, думает прежде всего не о себе, а о своих товарищах, неся еду и разделяя ее пополам со своими товарищами.
Нашему герою удалось пережить плен, он вернулся домой. Только его никто не встречает. На месте его дома — теперь воронка от бомбы. Война не только принесла ему тяжелые испытания пленом, но и одиночество, боль, забрав навсегда жену, дом, надежду на счастье. Отстояв право на свободную жизнь, выборов независимость Родины, наш герой теряет сразу все.
Поражает то, что несмотря ни на что, этот человек не сломлен, не ожесточен, его добрая натура продолжала в нем жить и дальше. Да, он не может понять, за что судьба с ним так жестока, за что такие муки, но живая душа все равно стремится к жизни. И вот судьба, словно смилостивившись над ним, послала встречу с маленьким мальчиком, у которого война забрала родных и близких. Два одиночества встретились, чтобы воссоединиться. Соколов усыновил ребенка, подарив ему всю свою теплоту. И здесь мы видим истинное проявление человечности.
Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»
Класс: 11
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- рассмотреть тексты рассказов М.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек” с целью формирования когнитивной компетенции учащихся;
- закрепить навыки информационно-технологической и коммуникативной компетенций;
- воспитывать компетенции социального взаимодействия и личностного саморазвития.
Тип урока: изучение новой темы.
Формы проведения: индивидуальная, коллективно-групповая.
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый.
Оборудование: тексты произведений, схемы: принципы построения сюжета, сюжет и композиция.
План урока.
I этап. Введение в тему:
1.Организационный момент.
2. Постановка целей.
3. Осмысление эпиграфа к уроку.
II этап. Изучение темы.
1. Работа по схемам литературоведческого анализа произведения.
2. Составление кластеров по образам литературных героев.
III этап. Подведение итогов.
1. Выводы по проблеме урока.
2. Итоги урока.
3. Домашнее задание.
Подготовительная работа к уроку: подготовить сообщение “Отношение
М.Шолохова к казачеству”; прочитать “Донские рассказы” М.Шолохова; особое внимание обратить на рассказы “Родинка”, “Семейный человек”, составить кластеры по образам Николки Кошевого, атамана, Микишары. (В “слабом” классе эти задания можно дать индивидуально)
Оформление доски
Тема: Влияние гражданской войны на судьбы людей.
(Сопоставительный анализ рассказов М.А.Шолохова “Родинка” и “Семейный человек”)
Проблема: Как повлияла гражданская война на судьбы людей?
Двадцатые годы в изображении
Шолохова – это время, необратимо
расколовшее русский мир; это
эпоха великого горя народного.
Т.Р.Гавриш
План.
1. Сюжет и композиция рассказов “Родинка”, “Семейный человек”.
2. Драматический раскол казачьего мира на основе образов Николки Кошевого, атамана и Микишары.
I этап. Введение в тему.
1. Оргмомент.
2. Постановка целей. В “сильном” классе учащиеся выводят цели урока с помощью учителя. В “слабом” классе учитель сам ставит цели:
Выявить шолоховскую концепцию на гражданскую войну;
Закрепить навыки анализа прозаического произведения;
Воспитывать чувство сострадания, доброго отношения и внимания к окружающим.
3. Осмысление эпиграфа. Постановка проблемного вопроса: как вы понимаете слова эпиграфа? О чём пишет Т.Р.Гавриш?
II этап. Изучение темы.
1. Сообщение “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”
Учитель - Искреннее переживание за судьбу казачества М.Шолохов изложил во многих своих произведениях, в том числе и в “Донских рассказах”. Эти чувства мы с вами рассмотрим, опираясь на рассказы “Родинка” и “Семейный человек”. Сопоставим сюжеты этих произведений. Изложите, пожалуйста, сюжет рассказа “Родинка”. (В рассказе использован временной
(хроникальный) принцип построения сюжета, с отступлениями в прошлое (ретроспективами). Вначале мы видим Николку Кошевого, командира эскадрона, который мечтает об учёбе. Затем автор показывает небольшую ретроспективу детских лет Николки, из которой мы узнаём о его отце, пропавшем в германскую войну. Сюжетную линию продолжает приезд нарочного, который привёз пакет с просьбой председателя о помощи и защите от банды…и т.д. Повествование ведется от лица автора.)
Почему рассказ назван “Родинка”?
Какова композиция рассказа? (линейная)
А теперь познакомьте нас с сюжетом рассказа “Семейный человек”.
(О событиях, произошедших в годы гражданской войны, рассказывает повествователь. Его образ играет большую роль в оценке образа Микишары. В основе построения сюжета лежит временной принцип, характеризующийся постоянными ретроспекциями в прошлое, а также прямой хронологической последовательностью событий. Мы видим героя рассказа, работающим на пароме, к нему подходит демобилизованный (повествователь), с которым Микишара разоткровенничался и рассказал о той боли, которая лежит на его душе…и т.д.) Композиция линейная.
Подведём итог нашей работе.
Вывод : Хотя рассказы в структурном построении и имеют небольшие отличия, однако они подчинены общей теме: изображение человека на гражданской войне, влияние войны на отношения между близкими людьми.
А теперь обратимся к рассказу “Родинка” и составим кластеры по образам Николки и атамана.
При составлении кластеров используются вопросы:
Что общего между Николкой и отцом?
Можем ли мы назвать их “сильными личностями”? Почему?
Что происходит при столкновении сильных личностей?
- Николка = атаман
- при столкновении равнозначные натуры
- разрушают друг друга
Могло ли случится по-другому у Николки и атамана? Найдём эпизод их столкновения. (Повернул атаман коня… с седла перевесившись, шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь) Отец, как и сын, не привык отступать.
А если бы атаман узнал сына? (Он не убил бы Николку.) Докажите.(- Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...
Чернея, крикнул:
Да скажи же хоть слово! Как же это, а?
Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело... Но накрепко закусил Николка посинелый кончик языка, будто боялся проговориться о чем-то неизмеримо большом и важном.
К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами
запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот...)
Почему же Микишара, в отличие от атамана, убивает своих любимых сыновей? Чтобы ответить на этот вопрос, составим кластер по образу Микишары.
Почему же Микишара открыл душу незнакомому человеку? (Ты человек не свойский, посторонний)
Как оказался Микишара на фронте? (Отказался идти с сыновьями, но не мог противостоять чужим людям на сходе)
Почему он убивает Данилку? Жалко ему сына? (Да. Рассказывая, переживает. Многоточие – знак неспокойствия души. Но переживает больше за себя. Ведь “Понял я тут: ежели не вдарю его, то убьют меня свои же хуторные, останутся малые дети горькими сиротами...”)
Какую награду получил Микишара за убийство своего сына? (Меня за энто дело в старшие урядники произвели)
Какие чувства вызвало у Микишары убийство второго сына? (…косые глаза глядели жестко и нераскаянно… Ежели б пустил я тебя - меня б убили казаки, дети по миру пошли бы христарадничать...)
Как к его жертве относятся другие? (“Гребостно с вами, батя, за одним столом исть!”- говорит дочь Наташа)
Как относится повествователь к Микишаре? (Повествователь отвергает “арифметику” Микишары. “Свесив голову, глядит на меня паромщик Микишара тяжким, стоячим взглядом; за спиной его кучерявится мутный рассвет.” У Микишары нет раскаяния, ибо нет осознания греха. Герой делает свой выбор, опираясь на рассудок, подходя к человеческим жизням с количественными измерениями, отринув Бога, презрев христианскую заповедь любви к ближнему, заглушив голос своего сердца.)
Что общего и в чём отличие между атаманом из рассказа “Родинка” и Микишарой? (Оба сильные, мужественные. Попадая в круговерть гражданской войны, убивают своих детей. Но если атаман убивает своего сына по незнанию, убивает его как врага на поле боя, то Микишара убивает своих сыновей целенаправленно, придумав себе оправдательную “арифметику” - “А у меня семеро по лавкам”. Атаман, узнав в убитом им человеке сына, раскаивается и выносит себе приговор – смерть. Микишара же, убив сыновей, живёт, работает, слегка переживает, вспоминая прошлое, но не раскаивается в содеянном)
III этап. Подведение итогов.
А если бы не было гражданской войны, как сложилась бы судьба героев?
Ответим на проблемный вопрос нашего урока: как повлияла гражданская война на судьбы людей?(Острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Отец и сын оказываются по разные стороны баррикады. Таким образом, конфликт между красными и белыми всё больше уступает место другому, более важному конфликту – между веками складывавшимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны. Гражданская война для М.Шолохова - катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей)
Итоги урока.
Домашнее задание: учащиеся 3-4 уровня пишут мини-сочинение на тему “Если б не было войны в жизни Николки Кошевого”; ученики 1-2 уровня описывают понравившийся образ.
Примерный текст сообщения “М.Шолохов о жизни казаков в “Донских рассказах”
Никто так замечательно не передал жизнь казаков как великий русский писатель Михаил Шолохов в своих бессмертных произведениях "Тихий Дон", "Поднятая целина", а также в “Донских рассказах”. Михаил Шолохов сам является потомственным казаком, поэтому смог сохранить яркость их речи, образность, традиции, мудрость народа. У Михаила Александровича получилось описать обычаи и нравы казаков с максимальной точностью и невероятным интересом. Очень больно читать о произошедшем с казаками после революции, когда начинаются сплошные разрушения уклада жизни как от белых, так и от красных. Рушатся людские судьбы, гибнут люди, тихий Дон начинает раскалываться. Одни с округи идут за красных, другие за белых. Единство казаков ломается и очень обидно за всем этим наблюдать, ведь этот разлом зацепил их души.
Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над “Донскими рассказами” с 1923 года. И уже в конце этого года выходят его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник “Донские рассказы”, который был издан в 1926 году, а сборник “Лазоревая степь”, который был дополнением первого сборника, вышел тоже в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: “Семейный человек”, “Лазоревая степь” и “Чужая кровь”. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов.
В Донских рассказах М.Шолохова нет поэтизации смерти, характерной для романтических поэм о героях революции. У Шолохова люди умирают безобразно просто. Герои Донских рассказов не предаются возвышенным раздумьям, они говорят о своем - порой будничном и совсем непоэтичном. Такова жизнь, но именно такая она прекрасна для Шолохова. Он мог бы повторить слова Л.Толстого: "Герой же моей повести..., который всегда был, есть и будет прекрасен - правда".
Первый его рассказ “Родинка” был опубликован в 1924 году в журнале “Молодой ленинец”. Он представлял, своего рода, образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений. “Донские рассказы” -драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет место действия – события разворачиваются на просторах Дона. Страницы произведений густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.
Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссара Бодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после расстрелянного с согласия отца. Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.
Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве. Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.
Герои “Донских рассказов” не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали “третий путь”. Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.