Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Каждый художник стремился понять смысл своего творчества. В стихотворениях классиков, таких, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, и в произведениях поэтов XX века эта тема нашла отражение в соответствии с условиями конкретной эпо- хи. Пушкин в «Пророке» провозглашал пророческое предназначение творца. «Глаголом жги сердца людей» - вот к чему призывал поэт. В стихотворении «Поэт» Лермонтов определяет свое отношение к поэзии. Она сравнивается с кинжалом, который может быть грозным оружием или «игрушкой золотой». Это зависит от того, кто им владеет. По мысли Лермонтова, поэт обладает умами современников, и поэтому его задача - «воспламенять бойца для битвы». Некрасов продолжает традиции Пушкина и Лермонтова. Он пишет о высоком назначении поэзии, в стихотворении «Поэт и гражданин» зовет на борьбу: «Иди и гибни безупречно». Современник Маяковского А. Блок в поэме «Соловьиный сад» говорит, что настоящий поэт должен писать о проблемах сегодняшнего дня:
Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна.
Есенин в своем творчестве постоянно возвращается к теме уподобления поэта Иисусу Христу, то есть поэт может указать людям истинный путь, стать пророком...
В. В. Маяковский, с одной стороны, явился продолжателем традиционного представления о назначении поэта, а с другой стороны, по-новому переосмыслил задачи поэтического творчества. Маяковский традиционен в том, что развил тему избранничества поэта.
Поэт всегда
должник вселенной.
Творческая личность обладает особым даром, и от нее самой зависит, как она употребит свой талант. Поэт должен понять, в чем заключен смысл его избранничества. Маяковский считал, что ему надо исполнять свой долг - призывать людей к активным действиям. В такой позиции он схож с Некрасовым. Поэт ведет за собой народ, в одном строю сражается с ними, и всегда впереди.
В начале творчества Маяковский следовал лозунгу: «Долой с корабля современности наследие прошлого!» Постепенно он перестает быть таким категоричным. В стихотворении «Юбилейное» поэт пишет о своем отношении к классике - Пушкину. Он жалеет о том, что Пушкина нет в живых, признает его гениальность: «у вас хороший слог». Однако Маяковский выступает против преклонения перед поэтом, как перед идолом или божеством.
Я люблю вас,
но живого,
а не мумию.
Автор не признает внешней обрядовости в признании заслуг поэта. Невозможно оценить значение его творческой деятельности, установив ему каменный памятник, ведь он уже воздвиг себе «памятник нерукотворный» в своих произведениях.
Маяковский утверждает, что труд поэта равносилен любому другому труду. В стихотворении «Поэт рабочий» он пишет: «Я тоже фабрика», «Душа - такой же хитрый мотор», которому необходимо какое-то топливо и которым нужно уметь управлять. И поэт, и рабочий трудятся ради одной цели. Они «пролетарии тела и духа». Поэзия - очень тяжелый и ответственный труд, требующий много усилий и не всегда заканчивающийся успехом. В «Разговоре с фининспектором» Маяковский пишет
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Но поэтический труд вместе с тем приятен, важен и значим, потому что «эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца». Пушкин «жжет» сердца людей, а Маяковский «приводит в движение». Цель творчества в его понимании - это призыв к конкретной борьбе любыми средствами, поэзия - это боевое оружие. Можно сказать, что Маяковский продолжает и развивает традиции Лермонтова, сравнивая во вступлении в поэму «Во весь голос» стихи с солдатами, поэмы - с орудиями, рифмы - с отточенными пиками. Лермонтовский кинжал перевоплощается в оружие нового типа, принимает более угрожающий вид.
Роль поэта в обществе велика. Маяковский, как и Некрасов, видит свою задачу в служении народу.
Будь гражданин!
Служа искусству.,
Для блага ближнего живи! (Н. А. Некрасов)
Поэт должен освещать путь народу, воспитывать его.
Рифма поэта -
ласка и лозунг,
и штык, и кнут.
«В тумане мещанья» Маяковский переделывает жизнь. Он служит существующему строю, делает все на благо революции. В «Приказе по армии искусств» Маяковский призывает всех «товарищей по перу» «на баррикады сердец и душ». В самом названии произведения заключено понимание Маяковским назначения искусства. Все творческие личности должны объединяться в одну большую армию и посвятить свою жизнь революции. В «Приказе № 2 по армии искусств» поэт говорит о необходимости создания нового искусства. Старые формы уже не соответствуют реалиям сегодняшнего времени. «Чтобы вывело республику из грязи», надо «бросить ямб картавый». Классическим языком невозможно теперь увлечь за собой толпу - улица не поймет тебя. С Пушкина началось обновление литературного языка. Он первый ввел в литературу разговорный, простой русский язык. В этом отношении Маяковского можно считать продолжателем традиций. Но он не только использовал «жаргон улицы», Маяковский создавал новые, особые слова, которые были направлены на то, чтобы привлечь внимание, поразить толпу, вызвать в ней какую-то ответную реакцию, то есть любыми средствами поэт должен воздействовать на людей, главное - увлечь их за собой.
Маяковский призывал «пролетарских поэтов» перестать спорить по поводу того, кто из них более великий.
Разрежем
общую курицу славы
и каждому выдадим
по равному куску.
Поэтам нужно объединиться ради общей цели и положить каждому свое «слово-кирпич» «в коммунову стройку». Настоящего поэта не заботят ни слава, ни деньги. Он бескорыстно отдает себя и свой дар строительству нового устройства общества. Между «пролетарскими поэтами» не может быть разногласий, «ведь врагов много по другую сторону баррикад».
Маяковский в своих произведениях критикует поэтов «чистого искусства». Опять можно провести параллель с Некрасовым, который писал:
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Маяковский осуждал поэзию, лишенную общественного звучания. В стихотворении «О поэтах» автор высмеивает тех, кто с трудом «вытягивает» рифмы, лишь бы был ямб и «образ классический». На протяжении всего стихотворения Маяковский называет то, что делают такие поэты, пустяком, чернью, чем-то залежавшимся. Со свойственной ему издевкой поэт предлагает свой особенный рецепт создания «меланхолической нуди»: классики прокручиваются через мясорубку, затем сушатся, раскладываются на «липкой бумаге (для ловли мушиной)», и через некоторое время все «готово к употреблению». Автор снижает образ поэта и сам акт создания стихов, сопоставляя творческую деятельность с приготовлением кулинарного рецепта. Пища насыщает желудок человека, удовлетворяет его физические потребности. Поев, человек успокаивается, его тянет ко сну. Так и произведения «чистого искусства», по мнению Маяковского, вызывают меланхолию и состояние безмятежности. Но сейчас необходимо другое искусство, другой поэт.
В наше время...
тот писатель,
кто полезен...
кто напишет
марш и лозунг!
Маяковский многие свои произведения выполняет на социальный заказ, на злобу дня, так как поэт должен отражать интересы своего времени, своего класса. Стихотворение «Долой!» - посвящение западным братьям. Силу поэтического слова автор употребляет для выражения протеста против войны, к этому он призывает всех поэтов:
Поэтами облагороженная
война и военщина
Должна быть поэтом
оплевана и развенчана.
Как бы итог своему творчеству Маяковский подводит во вступлении в поэму «Во весь голос». Это произведение является и его программой, и его завещанием потомкам. В поэме «Во весь голос» поэт говорит о своей позиции и понимании назначения поэзии. Он «агитатор, горлан-главарь», указывает народу истину. Труден путь поэта, он состоит из постоянных сражений и боев. Все силы художник отдает «планеты пролетарию», но ничего не требует взамен. Его служение Родине бескорыстно.
Мне и рубля не накопили
строчки.
И Маяковский надеется, что вечным памятником ему будет «построенный в боях социализм».
Таким образом, Маяковский, восприняв традиции русских поэтов в понимании своего назначения, по-новому пересмотрел цели поэтического творчества в связи с новыми потребностями общества.
Сочинение Маяковский В.В. - Разное
Тема: - Стихи о назначении поэта и поэзии
народный слуга?
В. Маяковский
Передовых писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии. Владимир Владимирович Маяковский не раз обращался к этой теме в своем творчестве, утверждая вслед за своими великими предшественниками - поэтами XIX века - общественное назначение поэзии. Продолжая борьбу за новое искусство, начатую Горьким, Маяковский горячо, со всей присущей ему прямотой и силой заявил, что труд художника слова - вклад в общенародное дело:
Я себя
советским чувствую заводом,
вырабатывающим счастье. Не хочу,
чтоб меня, как цветочек с полям, рвали
после служебных тягот. Я хочу,
чтоб в дебатах
потел Госплан, мне давая
задания на год.
Даже ранний Маяковский, сотрудничающий с футуристами, был близок не им, а активным создателям нового строя. Об этом говорит и его общественная деятельность этих лет, и произведения, созданные в этот период: “Юбилейное”, “Птичка Божия”, “Сергею Есенину”. Но программными произведениями являются “Разговор с фининспектором о поэзии” и вступление к поэме “Во весь голос”.
“Разговор с фининспектором о поэзии” был написан в середине двадцатых годов. Форма “разговора”, привычная для поэта, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от этой темы. Растолковывая непосвященному, в чем состоит поэтическая работа, поэт находит яркие и убедительные сравнения, метафоры, многие из которых стали афоризмами, формулами поэзии. Обращает внимание сравнение процесса творчества с невероятно трудным процессом добычи радия:
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляюще
слов этих жжение рядом
с тлением
слова-сырца. Эти слова
приводят в движение тысячи лет
миллионов сердца.
Именно здесь Маяковский говорит о неразрывной связи поэта эпохи социализма со своим народом.
Я
народа водитель и одновременно -
народный слуга?
Здесь, как ни парадоксально это звучит, четко просматривается преемственная связь гражданской поэзии Маяковского с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
В 1930 году поэт начинает работу над поэмой “Во весь голос”, посвященной первой пятилетке. Поэму Маяковский написать не успел, было написано вступление. Оно глубоко лирично по своему содержанию, поэтому рассматривается как составная часть лирического наследия поэта. Маяковский говорил, что сам хочет поговорить со своими потомками, без “посредников”.
Уважаемые
товарищи потомки!..
Это горячий, полемический разговор поэта-трибуна с будущими читателями. Новая эпоха явилась началом революционного переворота и в поэзии. Свое место в этой преобразующей деятельности поэт определяет решительно и резко:
Я, ассенизатор
и водовоз,
революцией
мобилизованный и призванный,
ушел на фронт
из барских садаводетл поэзии -
бабы капризной.
Маяковский отрицает буржуазно-мещанскую поэзию, голос поэта-агитатора полон такой силы, что дойдет до далеких потомков живым, не потерявшим теплоты. Его поэзия, “как старое, но грозное оружие”, всегда будет помогать людям в борьбе за счастливую жизнь. Маяковский подводит итог двадцатилетней поэтической деятельности, он отдает свое могучее оружие трудящимся:
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали, до самого
последнего листка я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Неразрывная связь поэта с трудящимися основана на общности классовых взглядов и интересов, на ясном понимании целей и задач борьбы, на общности судьбы, на практическом освоении революционной теории, поэтому связь эта нерушима.
Пускай нам
общим памятником будет
построенный
в боях
социализм.
Поэт просит потомков мысленно переселиться в его эпоху, чтобы понять всю важность и трудность его работы, приближающей грядущее счастье.
Для вас,
которые
здоровы и ловки, поэт
вылизывал
чахоткины плевки
шершавым языком плаката.
Жизнь поэта тяжела и беспокойна, но все его существо направлено на построение нового общества. Этой цели служит его поэзия:
Товарищ жизнь,
давай
быстрей протопаем,
протопаем
по пятилетке
дней остаток.
Бескорыстное служение Отчизне - залог бессмертия поэта:
Явившись
в ЦеКаКа
идущих
светлых лет,
Над бандой
Поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.
Страстность и определенность в решении темы, яркость и ясность образов, простота и меткость речи-отличительные черты Маяковского-поэта. Он горд своей причастностью к созданию нового государства.
Славьте,
молот
и стих,
землю молодости.
Не каждый может писать стихи. Этот дар присущ настоящим талантам, наделенным «искрой божьей». Поэт способен влиять на умы и сердца людей, будить их чувства. Но сколько сил надо, чтобы написать строки, которые проникнут в каждое сердце!
У одаренных поэтическим талантом людей особая душевная организация. Поэты наделены способностью тонко чувствовать и переживать жизненные перипетии, в обыденном они видят чудесное.
Маяковский из числа тех поэтов, которые пишут эмоционально. Вспомним его статью «Как писать стихи », в которой он пишет как «крутились» рифмы в его голове, как он беспрестанно повторял их, записывал, запоминал наизусть. Темы его стихов были разными: о быте, о любви. На особом месте стоят стихи-размышления о предназначении поэта.
«Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана », — так говорит поэт о внутреннем состоянии души творца. Так в чем же предназначение поэта?
В преддверии революции Маяковский считает, что поэт обязан призывать общество к действию, к революционному перевороту. Стихи должны звать к движению вперед, они неотделимы от народа. Свою связь с народом Маяковский подчеркивает строками: «А что если я народа водитель и одновременно народа слуга? Класс гласит из слова нашего, а мы пролетарии, двигатели пера».
Владимир Маяковский был революционным поэтом. Он приветствовал ее победу и ратовал за новое искусство. Стихотворение «Приказ №2 по армии искусств» содержит обращение поэта к работникам пера: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи» . А свою задачу и предназначение он видит в том, чтобы «светить всегда, светить везде» («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче »). Поэт дает сравнение с солнцем. Солнце дает жизнь всему живому, без него невозможно жить. Так и поэт, он должен творить, несмотря ни на что, нести в массы живое горячее слово.
Профессионализм поэта Маяковский ставил на главное место. Настоящий мастер слова трудится над произведением упорно, оттачивая слова так, чтобы они были услышаны и поняты народом. Об этом поэт размышляет в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии »: «Поэзия – та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды» . Он говорит о том, что эти слова «приводят в движение тысячи лет миллионов сердец». А значит назначение поэта и поэзии – звать за собой, быть вдохновителем борьбы с «серым хламом» . Поэт по мнению Маяковского, рядовой труженик поэзии, которому не всегда оплачивают работу, он говорит о о том, что «поэт всегда должник вселенной, платящий на горе проценты и пени».
Своеобразным итогом творчества Маяковского, программой, его завещанием потомкам считается вступление к поэме «Во весь голос ». Здесь он прямо говорит о своей гражданской позиции и о том, в чем видит назначение поэзии»: «Слушайте, товарищи потомки, агитатора, горлана-главаря »… Трудна доля поэта, он всегда впереди,все силы отдает творчеству на благо народу, бескорыстно служа Родине: «Мне и рубля не накопили строчки…».
Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна
Сочинение
Владимир Маяковский очень серьезно и ответственно подходил к поэзии в целом и к своему творчеству в частности. Энергично и образно автор говорил о своем назначении служить людям. Деятельность поэта Маяковский сравнивал с работой шахтера и рудокопа.
та же добыча радия. В гр добыча,
в год труды. Изводишь
единого слова ради Тысячи тонн
словесной руды.
Бескомпромиссно поэт подходил к печатному слову. По свидетельству сестры, Владимир Владимирович часто месяцами работал над произведением, доводя его до совершенства. Маяковского не смущало сравнение его с солнцем. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» поэт обращается к солнцу, называя его «дармоедом», запросто приглашая светило к себе на чай. Такое непосредственное общение надобно автору, чтобы доходчиво объяснить своим читателям большое важность творчества поэта. Его труд так же необходим людям, как свет и тепло солнца. Маяковский нисколько не преувеличивал, говоря о большой роли стихов в жизни народа. Мы знаем, что действенное слово звало на битву и на труд, вело за собой миллионы людей. В конце стихотворения поэт высокомерно утверждает, что, подобно солнцу, он будет:
Светить постоянно,
светить везде,
до дней последних донца
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!
Владимир Владимирович Маяковский был постоянно там, где требовались его острое слово, бескомпромиссная сатира и политически четкая мысль. Поэзия Маяковского прошла проверку временем, потому что пропущена через сердце поэта. Все написанное им было выстрадано и пережито, ослепительно и честно изложено большим и талантливым художником. Сам Владимир Владимирович говорил, что людям надобно «больше поэтов хороших и разных…», они ведут за собой, открывают новые рубежи миллионам своих читателей.
В.Маяковский — крупнейший поэт двадцатого столетия, был поэтом-горланом, намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровожда-лись улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яр-кой была его поэзия.
В. Маяковский в своих стихах выражает убежден-ность в необходимости поэтического слова. Назначе-ние поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира, изменить мир.
Маяковский был далек от поэзии чисто эстетиче-ской, услаждающей, наполняющей душу лишь воз-вышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит прежде всего агитатором, горланом, главарем, бор-цом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обла-дать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энер-гетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убеди-тельно доказывает, призывает к соучастию своего чи-тателя.
Поэзии Маяковского свойственны определенность политической позиции, пламенный пафос, нетерпепивость к осуществлению преобразований, митингово-ораторская, призывная интонация.
Как и все футуристы, Маяковский — словотворец. Его поэзии присуще использование обновленной лек-сики, оригинальная ритмика и рифма. Поэтический стиль Маяковского отличает политическая заострен-ности, плакатная четкость, афористичность фраз, лозунговость, ясность мысли.
Стихотворение «Левый марш» было написано для выступления перед матросами. Сама структура стиха выделяет нужное слово и образует чеканный марше-вый ритм, подчеркивающий обращение к массовой аудитории. Поэт рассчитывает на агитационное воз-действие, на немедленный и сиюминутный отклик.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
«Левый марш» позволяет ощутить накаленную атмосферу эпохи. Ему свойственен деловой и патети-ческий тон. Настроение стиха подчеркивает необхо-димость железной дисциплины, единства, боевого настроя. Маяковский умело использует именно трибунные слова, которые звучат как приказ, команда.
В стихотворении «Разговор с фининспектором о по-эзии» Маяковский ставит вопрос «о месте поэта в ра-бочем строю», он поднимает важную проблему совре-менности. Автор говорит о том, что труд поэта должен оцениваться особой меркой, что тяжесть его не изме-рима рублем. Поэт, по утверждению Маяковского, «народа водитель и одновременно — народный слу-га». Его рифма — «ласка и лозунг, и штык, и кнут». Маяковский всегда противопоставлял себя «кучеря-вым лирикам». Он говорил, что они «блеют на лири-ческие любовные темы». Не обошел он их критикой и в «Разговоре с фининспектором».
Конечно,
различны поэтов сорта.
У скольких поэтов
легкость руки! Тянет,
как фокусник,
строчку изо рта и у себя
и у других. Что говорить
о лирических кастратах?!
Высоко, по Маяковскому, назначение поэта и его творчества. Поэзия в руках Маяковского становится оружием. Он стал голосом, рупором новой эпохи.