Русская народная сказка "Журавль и цапля"
Жанр: народная сказка о животных в обработке А. Толстого
Главные герои сказки "Журавль и цапля" и их характеристика
- Журавль. Парень хоту куда, жених завидный, одинокий, но злопамятный и обидчивый.
- Цапля, легкомысленная невеста, часто меняет свое мнение, торопливая и поспешная в решениях.
- Болото, где живут Журавль и Цапля
- Журавль сватается
- Отказ Цапли
- Цапля передумала
- Отказ Журавля
- Повторение
- Жили на болоте Журавль и Цапля.
- Журавль посватался к Цапле, а Цапля ему отказала
- Цапля передумала и просится замуж.
- Журавль отказывает Цапле, но раскаивается
- Журавль снова просит Цаплю выйти за него замуж.
- Так и ходят они друг за другом бесконечно.
Поспешность в принятии решений приносит только вред.
Чему учит сказка "Журавль и цапля"
Сказка учит уметь слушать другого человека. Учит не торопится с принятием важных решений. Учит сперва подумать, а потом говорить. Учит уважать других людей и считаться с их мнением. Учит находить компромисс.
Отзыв на сказку "Журавль и цапля"
Мне понравилась эта веселая история, хотя ни Журавль, ни Цапля не являются идеальными. Они слишком долго жили одни, и поэтому им трудно решиться на создание семьи, их пугает ответственность, у них у каждого свои привычки. Но мне хочется верить, что когда-нибудь они договорятся и все у них будет хорошо.
Пословицы к сказке "Журавль и цапля"
Лад и согласие - первое счастье.
Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит.
Спрос не грех, отказ не беда.
Задумал, так не передумывай.
Не спехом дело спорится, а толком.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Журавль и цапля"
На одном болоте жили Журавль и Цапля. Каждый из них построил себе дом, только в разных концах болота.
И вот стало скучно Журавлю одному жить. Решил он к Цапле посвататься. Пошел в гости через болото. Семь верст отмахал, добрался, и просит Цаплю за него замуж выйти.
А Цапля ему от ворот поворот. Не нравится ей жених - и ноги тонкие, и платье короткое, и летает плохо, да еще корми его потом, когда самой еды мало. Прогнала Цапля Журавля, а сама задумалась. А ведь и правда скучно одной. Решила согласиться и пошла к Журавлю.
Приходит и объявляет, что согласна за него замуж выйти. А Журавль сидит обиженный, на Цаплю не смотрит. "Нет, - отвечает, - теперь я не хочу на тебе жениться. Ступай-ка ты Цапля, туда откуда пришла".
Заплакала от обиды и стыда Цапля и домой пошла. А Журавль ей вслед смотрит и думает, что зря отказал, ведь одному и правда не жизнь. И бегом за Цаплей. Догоняет возле дома и просит вернуться, мол согласен он жениться.
Но тут уж Цапля норов проявляет и гонит Журавля прочь. Не нужен ей такой жених непостоянный. Прогнала. а сам думает: "Да что же это я! Сама свое счастье прочь гоню!" И бегом за Журавлем.
Так они ходят друг за другом и поныне, а свадьбы так и не сыграли.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Журавль и цапля"
Цели урока:
- Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
- Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
- Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).
- Сказка складом, песня ладом красна.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Согласие питает, раздор объедает.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150-240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).
Чем описание художественное отличается от научного?
(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” - вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).
2. Углубление представлений о содержании сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.
Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:
- “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
- “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
- “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
- “Главное - ладить с самим собой”. (Вольтер).
- “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).
Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.
Сказка Журавль и цапля скачать:
Сказка Журавль и цапля читать
Летела сова - веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела - летала, летала...
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
Дай, пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, - тяп-тяп! - семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
Дома ли цапля?
Выдь за меня замуж!
Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:
"Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля".
Приходит к журавлю и говорит:
Журавль, возьми меня замуж!
Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.
Журавль раздумался и сказал:
"Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж".
Приходит и говорит:
Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
"Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду".
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.
Жили-были Журавль и Цапля. Они были соседями, часто ходили друг к другу в гости. Журавлю было скучно жить одному. Он решил жениться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.
Цапля подумала, зачем же она прогнала Журавля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: “Возьми меня замуж!” Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.
Журавль спохватился и подумал, что зря
обидел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил жениться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.
Только ушел Журавль, как Цапля стала жалеть о своем отказе. И пошла она сама к Журавлю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут договориться. И все оттого, что слишком гордые.
Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недостатки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуации, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими
качествами. Сказка “Журавль и Цапля” высмеивает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эгоизм.
Глоссарий:
- Анализ Сказки журавль и цапля
- журавль и цапля краткое содержание
- краткое содержание журавль и цапля
- краткое содержание сказки журавль и цапля
- сказка журавль и цапля анализ
Другие работы по этой теме:
- Даже вступив на территорию камакурского храма, Кикудзи все еще продолжал колебаться, идти ему или не идти на эту чайную церемонию. Устраивая чайные церемонии в павильоне...
- Сказка-анекдот Жил бедный мужик, у него была большая семья, а из добра - один-единственный гусь. Однажды осталась семья мужика без еды, и пришлось зарезать и...
- Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествование: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в...
- Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли внимание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находится кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,...
- Краткое содержание-анализ: И. И. Пущину (Пушкин) И. И. Пущину В первых строках своего стихотворения лирический герой Пушкина обращается к другу, называет его “бесценным”. Герой радуется...
- Часть восьмая Каренин забирает дочь Анны и Вронского и воспитывает ее. У Левиных растет сын, в семье царят мир и благополучие. Левины помогают Долли, отдают...
- Бирюк Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали...
О братьях наших меньших
Ответы к стр. 18
Журавль и цапля.
Русская народная сказка
Летела сова – весёлая голова.
Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Выстроили они себе по концам болота избушки.
Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться. “ Дай, пойду посватаюсь к цапле!”
Пошёл журавль, – тяп-тяп! – семь вёрст болото месил.
Приходит и говорит:
– Дома ли цапля?
– Дома.
– Выдь за меня замуж!
– Нет, журавль, не выйду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошёл журавль домой несолоно хлебавши.
Цапля после раздумалась: “Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля”.
Приходит к журавлю и говорит:
– Журавль, возьми меня замуж!
– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала со стыда и воротилась домой.
Ушла цапля, а ж уравль раздумался: “Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно”.
Приходит и говорит:
– Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошёл журавль домой. Тут цапля раздумалась: “Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду”.
Приходит она к журавлю свататься, а журавль не хочет.
Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.
1 ∗ . Допиши предложение. Если затрудняешься, посмотри в учебник.
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
2. Какими изображены в сказке журавль и цапля? Отметь ответ + или запиши свой.
добрыми + нерешительными
умными расчётливыми
3. Отгадай загадки. Подчеркни слова-признаки. Запиши отгадки.
Длинноногий , длинношеий ,
Длинноклювый , телом серый ,
А затылок голый , красный .
Бродит по болотам грязный ,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Аист
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.