Тема: "Муза в творчестве Н. А. Некрасова"
Цели:
- показать своеобразие и социальную обусловленность музы Некрасова, сравнивая ее с образом музы в творчестве других поэтов;
- развивать умения анализировать поэтические произведения;
- сравнивать, доказывать, полно и грамотно излагать свои мысли;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма .
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя о взаимообусловленности эпохи и творчества поэта. Учитель предлагает десятиклассникам вспомнить характерные особенности времени, в которое Н.А. Некрасов вошел в литературу:
Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, практически целиком определила характер его творчества. Свободное личностное самовыражение – смысл и цель искусства – уходило на второй план, на первом оказывались проблемы социальные. Среди проблем, которыми была "богата" в то время Россия, острейшей проблемой, давным-давно назревшей, воспринималась необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты; с каждым годом узел затягивался все туже, груз нерешенных проблем становился все тяжелее – и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и "новые люди" видели смысл своей жизни в том, чтобы этих реформ добиться.
Искусство в данной ситуации становится не целью, а средством. Оно мобилизовано на службу обществу. От творчества поэта требуется социальная польза, доступность, простота.
Гуманная цель борьбы за обездоленных позволяет "новым людям", демократам ощутить свое историческое предназначение. Их молодость пришлась на то время, когда жизнь была скована реестром и догмой. Поэтому смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, предала уверенности в том, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады уже самой возможности сделать что-нибудь для своего народа: необходимость трудиться на благо нации они ощущали как счастье. Их
призвали , и они после мук и рефлексии бессмысленного существования 40-х годов почувствовали свою востребованность .Главным и единственным становится для них служение , которое забирает человека целиком, не оставляя времени на частную, обычную человеческую жизнь.
Такой идеал избрал Некрасов. Он был человеком одержимым и страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника – и это стало его «пожизненным амплуа».
Некрасов, как в свое время и Пушкин, явился новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил границы поэзии, посчитав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение
Рассказывая, учитель обращает внимание учащихся на схему его лекции, изображенную на доске. Ученики заносят ее в свои тетради. По этой схеме им легко будет восстановить в памяти все сказанное учителем:
(Свободное личностное самовыражение – цель и смысл искусства – на втором плане.
На первом – проблемы социальные).
Следовательно: искусство не цель, а
Материал для справки:
Муза Каллиопа. Обращение к ней в античности – ритуал. В период классицизма, который во всем подражал античным образцам, происходит то же самое. У романтиков Муза эфирна, она является существом другого мира, «чистым гением», «прекрасной девой». В середине 19-го века обращение к Музе теряет свою популярность. Только во второй половине 19-го века Музе принадлежит особое место. Особенно хорошо это видно в творчестве Н. А. Некрасова.
III. В чем же новаторство Некрасова в изображении Музы?
Отвечаем на этот вопрос постепенно, составляя таблицу сравнения с учениками:
№ п/п | 1-ая половина 19-го века | 2-ая половина 19-го века |
Муза – "вакханка", "уездная барышня" "с печальной думою в очах", божественная вдохновительница поэтов. | Муза – крестьянка, муза – раба, "муза мести и печали", "падшая", "униженно просящая". |
|
Символ, воплощение высокого творчества. "Веленью Божию, о Муза, будь послушна". | Зримый персонаж, который обрел плоть, характер, судьбу. |
|
Ее устами Бог говорит с поэтом. | Ее устами говорит народ – просит о пощаде, требует справедливости. |
|
Ореол таинственности | Муза опускается с небес на землю. "Печальная спутница печальных бедняков". |
|
Главная черта – вдохновение, которое она навевает на поэта | Главная черта – неизгладимая долготерпеливая мука, в которой и страдания народные, и страдания самого автора. |
|
Муза – существо, которому подвластны неведомые простым смертным законы духовной жизни. | Муза – путеводительница, которая приносит отказ от свободы творчества во имя дела. "Нет в тебе творящего искусства, но кипит в тебе живая кровь." |
|
Муза далека от народа. | Некрасовская Муза – залог неразрывной связи с народом. |
IV. Стихи, которые можно проанализировать на уроке, учитывая образ Музы Некрасова:
- "О Муза, я у двери гроба...";
- "Вчерашний день...";
- "Муза";
- «Умру я скоро...",
- "Ликует враг, молчит в недоуменье вчерашний друг...";
- "Праздник жизни – молодости годы...".
V. Учитель подводит итоги урока.
VI. Домашнее задание.
Анализ одного из стихотворений по выбору учителя, а также стихотворение "Вчерашний день...» – наизусть.
ЭПОХА
характер творчества Н.А. Некрасова
искусство – средство
средство чего?
Демократических реформ
Освоения народа
Борьбы за обездоленных
Некрасов и демократы ощущали свое историческое предназначение
мотив служения , поэтому:
1-ая половина 19-го века.
Главный герой – «страдающий эгоист», «лишний человек».
2-ая половина 19-го века.
Главный герой – человек поступка. Его жизнь зависит не от исторических обстоятельств, а от самого себя, поэтому основной мотив их творчества – мотив ответственности.
новаторство формы и содержания
1. Любой предмет, любое чувство может быть предметом искусства.
2. Можно поставить знак равенства между благополучными и униженными.
3. Искусство может быть подчинено общественной необходимости. (Стихотворение Н. А. Некрасова, посвященное Муравьеву – вешателю.)
Например, о героине «Тройки» можно сказать многое. Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением. Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки. Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.
Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту. Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»). Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций. Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.
Впервые у Некрасова этот парадоксальный образ появляется еще в 1846 году в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную…» . «Родной сестрой» его Музы оказывается крестьянка – униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. Неожиданно и дико прозвучало это для русского читателя, до тех пор знавшего Музу – «вакханку», «уездную барышню» «с печальной думою в очах» – божественную вдохновительницу поэтов.
Кто еще из русских поэтов мог признать, что Муза его – раба?! С этого времени и до тех дней, когда поэт завершал «Последние песни», свой предсмертный сборник, образ Музы в его творчестве неизменен – несчастная, поверженная , Муза мести и печали, гордая, стойко переносящая свою судьбу, и в то же время падшая, «униженно просящая»,- все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Музе приданы черты народного характера: народ говорит ее устами – просит о пощаде, требует справедливости. Лишая Музу ореола таинственности, он (в прямом смысле слова) опускает ее с небес, с недоступного Олимпа на землю («Муза», 1852 г.). И она показала ему «бездны темные насилия и зла, труда и голода» – перед художником поставлена задача: возвестить миру о народных страданиях, о тех безднах, в которые падает человек.
Главной чертой сложного образа Музы оказывается всегда неизменная долготерпеливая мука, в которой одновременно слились и страдание народное (« Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ» ), и страдание самого автора – от неудовлетворенности, от страха смерти, от ощущения бесцельности того дела, которому отдавалась жизнь. Муза Некрасова – то гневная, то терпеливая – вечная страдалица. И это относится не только к главной теме его творчества, теме народа. Поэту нет отдохновения ни в любви, ни в природе («Когда мучимый страстию мятежной…», «И здесь душа унынием объята», «Возвращение»). Для него слишком редки минуты душевного покоя, освобождение от боли. Поэтому и поэзия – его вторая жизнь – так же переполнена мукой изболевшей души.
Прежнюю высокую цель служения искусству Некрасов заменил иной: подчинение искусства общественной необходимости. Такая цель могла быть вдохновлена только Музой мести и печали.Муза – путеводительница в великом деле, служение которому приносило поэту не только чувство гражданского удовлетворения, но и муку отказа от свободы творчества (в привычном, пушкинском, понимании), неизменна в лирике Некрасова. Подчиняя свой дар «осознанной необходимости» и утверждая эту цель как высшую, он убивал свой стих и страдал, чувствуя это
И все же, несмотря ни на что, именно такая Муза – суровая, невеселая – казалась Некрасову залогом его неразрывной связи с народом и с родиной, ибо все, вдохновленное ею, он творил во благо России. Горестно, но с неизбывной надеждой прощается со своей Музой поэт в предсмертном стихотворении. («О Муза! Я у двери гроба!», 1977 г.)
Лирический герой:
Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».
Если сам поэт, бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что он «к цели шел колеблющимся шагом, Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю.
Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!
В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии. Лирический герой каждого из циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе.
Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова - это гражданин. Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо обиженных многие стихотворения. Некрасов, видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика. И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсутствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзывчивость, остроумие и, главное, мужество, - этот народ терпит
Лирический герой и автор едины в цикле стихотворений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Писареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступника» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический герой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».
У Некрасова, представителя гражданской лирики, с музой складывались непростые отношения. Во многих стихотворениях предстает она ему, проживает свою отдельную судьбу, измученная, иссеченная кнутом, спутница всех бедняков и крестьян, поющая о несправедливости и страшной судьбе.
Муза Некрасова «почувствовать свои страданья научила, и свету возвестить о них благословила…»
Детство Некрасова прошло в разъездах с отцом-тираном, который работал исправником – выбивал долги с крестьян. С самого детства Николай видел страшные картины голода, нищеты и смерти. Поэтому его поэзия так далека от «чистого искусства», ведь он посвятил лиру «народу своему». За это его нещадно бичевали его же современники, которые, будучи обеспеченными и привилегированными людьми, не понимали и не хотели видеть страданий рабочих и крестьян.
Во многих стихотворениях рассказывает он о своей музе — не поющей и прекрасной, а «печальной спутнице печальных бедняков». В стихотворении, написанном в 1852 году, четко прослеживаются жизненные периоды поэта. Сложное детство, трудная юность, нищенское существование (отец лишил сына содержания за то, что он нашел свое поприще в литературной работе).
Жанр, направление, размер
Жанр произведения: гражданско-философская лирика. Автор рассуждает о своем предназначении – помогать простым людям, рассказывать именно их историю.
Направление: реализм. Поэт говорит о том, что действительно происходит вокруг: о голоде, нищете, несправедливости и бесправии человека, на труде которого держится страна.
Размер стихотворения: ямб.
Образы и символы
Муза Некрасова — не эфемерная барышня, а молодая крестьянка. Такое определение ее мы можем встретить еще в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…». Это стихотворение датируется 1848 годом и его принято считать первым упоминанием Некрасова о своей музе. «Там били женщину кнутом, крестьянку молодую» — встречаем в этом стихотворении. Кнут — символ самодержавия в России, получается она, некрасовская муза, истерзана режимом, господствующем в России.
Той Музы плачущей, скорбящей и болящей,
Всечасно жаждущей, униженно просящей –
Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.
Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.
Темы и проблемы
Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?
- Основная тема – предназначение поэта. «Муза» посвящена глобальной теме русского писательства – поэт и поэзия. Некрасов делится со своим читателям трудностями общения с музой, совершенно особенной, которая мучит поэта, вместо того, чтобы петь «песни сладкогласные».
- Проблема рабства и тирании. Если мы отождествляем некрасовкую музу с русским народом, мы видим, что она, так же как и народ «молчит под бичом» (строка из «Вчерашний день, часу в шестом»). Слепая покорность – загадка русского народа. Почему призывы к мести («мщение! и буйным языком//На головы врагов звала господень гром!») все равно сменяются поникшей головой, принимающий бесправие и порабощение?
Основная идея
Как мы уже говорили ранее, Некрасов далёк от «чистого искусства» и сам не считает себя настоящим поэтом, во многих стихах, посвящённых музе, он как бы «оправдывается» за своё творчество, рассказывая о виновнице его страданий.
Муза Некрасова «неласкова и нелюбима», она сыта всем тем, что Николай видел ещё в детстве и юности – бедные села и петербургские трущобы. Эти картины отняли у поэта беззаботное отрочество, окунув во весь российский мрак. Муза научила его ненавидеть и мстить за весь русский народ. В этом посыле и заключается смысл произведения.
Один из ключевых моментов стихотворения строки: «Прощай врагам своим!». Это шепчет муза, но на самом деле шепчет весь народ. Почему так?! Почему крестьяне раболепствуют перед кучкой помещиков и чиновников? Это загадка будет мучить Некрасова до самой смерти. А после долгожданной отмены крепостного права, поэт напишет: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?». Русский народ очень сложен и многогранен, иногда он сам не понимает, что для него будет лучше. Такова и некрасовская муза. Главная мысль поэта – показать не только боль, но и светлый нравственный облик людей, которые мучаются, но все равно прощают обидчикам свои недавно пролитые слезы. В этом красота и величие Руси.
Средства выразительности
Чрезвычайно богат текст эпитетами с отрицательной коннотацией – неласковой, нелюбимой, печальной, плачущей, скорбящей, болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей, убогой, согбенная…
Чтобы подчеркнуть всю печаль сложившейся ситуации, автор использует повтор «печальной спутницы печальных бедняков».
Частые инверсии «вдруг плакала она», создают динамику, ощущение беспрестанной страдающей музы. Для этой же цели автор использует пропуск подлежащего «играла бешено моею колыбелью», «почувствовать свои страданья научила».
Много в стихотворении градаций: «расчеты мелочной и грязной суеты <. .. > проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Они создают нагнетающую атмосферу стихотворения.
Тропы Некрасова дополняют и окрашивают эмоциями его мысли, и хоть он сам скромно отказывался от звания поэта, мы видим, что его работам свойственна прелесть изящной словесности.
Связующим звеном между поэтом и народом у Некрасова выступает Муза. Этот образ столь же условен и литературен, как и другие, составляющие мифологию поэта в лирике начала XIX века.
В античной мифологии музы были первоначально нимфами источников (в представлениях древних вода обладала исцеляющей и вдохновляющей силой). Музам стали приписывать дар творчества и способность одаривать людей талантами. У древнегреческого поэта Гесиода девять сестер Муз (дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины) поют на пирах богов и вдохновляют поэтов.
У Пушкина Муза — символ соприкосновения человека с божественным началом. В первых строфах восьмой главы «Евгения Онегина» Пушкин осмысляет собственное творчество через историю своей Музы: она пробуждает в юном поэте творческий дар, становится его верной подругой, сопровождает его на всех этапах жизненного пути. Муза меняет обличья, символизируя перемену мест и новые темы поэзии: она то резвая «вакханочка» на пирах юности, то смелая всадница в горах Кавказа, то дикарка среди цыганских шатров в Молдавии, то «барышня уездная», «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», то спутница поэта на светском рауте. Муза Пушкина — индивидуализированный образ: она прелестна, женственна, переменчива, то шаловлива, то робка. Она прекрасна своей простотой, и поэт испытывает к ней то нежное, то ревнивое чувство, он гордится ею:
А я гордился меж друзей
Подругой ветреной моей
…
На прелести ее степные
С ревнивой робостью гляжу.
В других произведениях Пушкина Муза заменяет самого поэта, она — часть его творческой личности. Поэтому поэт обращается к ней, как к самому себе («Веленью Божьему, о Муза, будь послушна...»). Образ Музы нужен поэту как один из приемов для самохарактеристики: Муза — его второе «я», выражение его творческой программы, его понимания поэзии.
Образ Музы в лирике Некрасова принципиально иной. Он прямо заимствует его из поэзии начала XIX века, но придает этому образу совсем другой смысл, тем самым подчеркивая свой разрыв с классической традицией. Стихотворение 1852 года «Муза» начинается с отрицания:
Нет, Музы ласково поющей и прекрасной
Не помню над собой я песни сладкогласной!
Некрасов смело рискует сопоставить себя с Пушкиным, соотнося его Музу со своей. Исходным в этом сопоставлении оказывается мотив детства («В пеленках у меня свирели не забыла...»), который, как и у Пушкина в стихотворении «Муза» (1821) и в восьмой главе «Евгения Онегина», намечает тему становления поэта от детства к отрочеству и юности. Замечательно, что «пеленки» в стихотворении Некрасова — «пушкинские», они взяты из стихотворения «Наперсница волшебной старины...» (1821):
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Как видим, Некрасов берет материал не столько из жизни, сколько из литературы, и при этом полемически заостряет его. Вместо поэтических «пелен» Некрасов ставит подчеркнуто бытовые, жизненно конкретные «пеленки». Он переосмысливает классическую мифологему: его Муза — не юная подруга, не богиня, она — бедная, нелюбимая, неласковая, суровая, что-то вроде няни-крестьянки, замученной тяжким трудом («согбенная трудом, убитая кручиной»). Муза названа «печальной спутницей печальных бедняков», рожденных для «труда, страданья и оков». Колыбель младенца — будущего поэта стоит в «убогой хижине», освещенной «дымной лучиной».
Смысловой центр одноименного стихотворения Некрасова — пение Музы. Д. С. Мережковский замечает по поводу некрасовской Музы, что у нее «нет вовсе лиры, а есть только голос». Она «не играет, а поет; не поет, а плачет <...> это не пение струн, а певучесть рыданий». Муза плачет над колыбелью, вторя детским «рыданьям», или поет «разгульную песню», в которой тоже слышится «скорбный стон». Голос Музы, «плачущей, скорбящей и болящей», иногда звучит грозно, мстительно, она не качает колыбель, а в порыве ярости «бешено» играет ею.
В образе Музы Некрасова соединяются любовь и ненависть, желание борьбы и прощение. «Музой мести и печали» назовет он свою покровительницу в стихотворении 1855 года («Замолкни, Муза мести и печали! »).
В стихотворении «Муза» поражает вторжение в текст еще одного сугубо прозаического мотива — денег, расчета, «грязной суеты». Так определена низкая, непоэтическая сторона жизни — удел бедняков, для которых богатство — неосуществимая мечта. Некрасовская Муза унижена и этой мечтой о богатстве. Она изображается не только «скорбящей и болящей», но и «униженно просящей, которой золото — единственный кумир».
В пушкинском стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» уже соприкасались поэзия и деньги (расчет). Однако там поэт вовсе не был унижен необходимостью продавать создания своего творчества; это было осмыслено как естественная необходимость. Поэт и книгопродавец могли спокойно «условиться», сойтись в цене. У Некрасова Муза одержима жаждой денег, и поэт этого стыдится — стыдится, что его «юношеских лет прекрасные мечты» смешиваются с мелочной житейской суетой. Бедность, унижение, надрыв, жажда денег, стыд — это мотивы Достоевского; не случайно Достоевский после смерти Некрасова писал о своей к нему близости, и именно он произносил надгробную речь на могиле поэта.
В анализируемом стихотворении Муза оказывается проводником поэта «Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода»; в более раннем тексте (1848) поэт сам приводит свою Музу — и не на «раут светский», как у Пушкина, а на Сенную площадь (здесь снова очевидна близость с Достоевским: образ—«шестой час», «Сенная»—будущее «Преступление и наказание»).
…Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
В этом раннем стихотворении поэт преподает урок своей Музе, еще не ведающей горя и зла, он учит ее видеть в униженной крестьянке «сестру». В стихотворении, написанном через 30 лет (в декабре 1877 года, накануне смерти поэта), уже сама Муза «иссечена кнутом». Так замыкается круг некрасовских текстов о поэзии:
О Муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват...
…
Не плачь! завиден жребий наш,
Не надругаются над нами...
Муза здесь не замещает поэта, она стоит рядом с ним, разделяет его участь, у них общая судьба. Оба стоят у «позорного столба». И этот «столб» заменяет «памятник» поэту. Своей вечной спутнице — бессмертной Музе страдающий поэт завещает сохранить союз с «честными сердцами», а ее страдание объявляется близким русскому сердцу. Как и в других стихотворениях Некрасова, поэтическое высказывание представляет здесь «энергический и горький взрыв» (слова И. С. Тургенева), в котором драматически переплетаются противоречивые чувства — вины и гордости, интонации мольбы и рыдания. Пушкин свою Музу боготворил: то обожествлял, то командовал ею. Отношения Некрасова с Музой сложнее — это и сострадание, и суровость, она — и защитница, и мучительница, и последний друг. В предсмертных «Последних песнях» поэт в тяжкий час страдания зовет на помощь Музу. В стихотворении «Угомонись, моя Муза задорная...», написанном в 1876 году, обращение к ней соединено с обращением к матери и Родине — с просьбой похоронить и защитить после смерти, не осудить напрасно. Муза — сестра — мать — Родина сливаются в предсмертной лирике Некрасова, их объединяет с поэтом общее — страдание и сострадание.